|
Pedro Maffia
Неизвестно, какой загадочный дар позволил Педро Маффиа найти в сердце бандонеона звуки, какие никому до него не были открыты. Оскар Дзукки , говоря о Маффиа в третьем томе своей гигантской истории бандонеона в танго, выпущенной аргентинским издательством Corregidor, объясняет, что до 20-х годах, ХХ века бандонеонисты имели тенденцию имитировать своим инструментом флейту - постепенно вытесненную в ранних квартетах - и орган. Пройдя в детстве через регулярные порки цепью, устраиваемые его жестоким отцом, который заставлял его просить деньги после каждого сыгранного им танго, именно Маффиа привнес в этот популярный жанр столь необходимый ему бандонеон, оставив таким образом в прошлом игривый Guardia Vieha (старый стиль) и сделав его серьезным, сосредоточенным, несколько мечтательным и зачастую грустным. Дзукки рассказывает, что Маффиа сбежал из дома подростком и нашел убежище у Негры Марии, матери нескольких музыкантов от разных отцов, имевшей связи с проходимцами с юга огромной провинции Буэнос-Айрес. В те самые южные бордели и дешевые кофе-шопы на границе с Патагонией и отправила эта женщина Танито* (это имя намекало на итальянское происхождение Маффии), который не забыл прихватить с собой costilludo (“ребра” - одно из популярных названий бандонеона). В Пунто-Аренас, одном из захолустных городков, Карлос Гардель и Хосе Рассано, составившие к тому времени фольклорный дуэт, обнаружили развитого не по годам беглеца, игравшего, как никто более не играл, а пианист Роберто Фирпо, также гастролировавший тогда в тех далеких краях, привез его в город Буэнос-Айрес. Но Маффиа недолюбливал “прямой” бит того оркестра, потому что он уже додумался до смещенных акцентов, фразировки, рубато.
Сьерра, чей авторитет неоспорим, рассматривает Маффиа как "великого стилиста" и обращает внимание на в чем-то даже "физическое отношение в обращении с инструментом". Он раскрывал свою jaula (“клетку” - как еще называли бандонеон), "избегая зрелищно расправленных веером складок…". Потому что Маффиа, - говорит Дзукки,- хватало воздуха. В 1926 он собрал свой секстет, темный приглушенный звук которого стал еще более густым, когда позднее присоединилась виолончель Нерона Феррассано. Пианист Хулио Медовой, родившийся в 1918 году, сохранил навсегда в воспоминаниях детства образ тех музыкантов, в строгих позах, одетых в черное, серьезных. Маффиа почти не двигался, он не склонялся над своим инструментом, на перегибал его через колено. Его игра была мягкой, сдержанной. Его движения не были вдохновенными или рваными. Он приветствовал публику легким кивком головы.
Мало кто мог равняться с ним в композиторском даровании. Среди его великих танго выделяются "Pelele", "Diablito", "Triste" (с Франсиско Де Каро), "Tiny" (с Хулио Де Каро), "Amurado" (с Лауренсом), "Taconeando", "Ventarrón", "Amarguras" (переименованное в "Abandono", когда Омеро Манси положил на него стихи), "No aflojés", "Arco iris" (с Себастьяном Пианой), "La mariposa", "Se muere de amor", "Cuándo volverás", "Te aconsejo que me olvides", "Heliotropo" и "Pura maña". Анибал Троильо посвятил ему "A Pedro Maffia". Десятки лет Маффиа преподавал бандонеон и написал важный учебник игры на нем. В 1933 году он блистал в "Tango", первом аргентинском художественном фильме с саундтреком, и кроме того в различных других фильмах, в 1966 Педро Маффиа послужил прообразом в "Fueye querido" (“Любимый бандонеон”), замечательном фильме Маурисио Беру.
* “Маленький неаполитанец” (исп.) – прим. пер.
Перевод Дарьи Поповой © www.todotango.com - текст, фото |