|
Астор Пьяццолла, автор аргентинского танго Специалисты
сходятся в том, что Астор Пьяццолла (Astor
Piazzolla)
дал новую жизнь аргентинскому танго. Кто-то
говорит - он сделал для танго то же, что
Штраус для венского вальса, кто-то - то, что
Эллингтон или Гершвин сделали для джаза.
Взял народную музыку и превратил ее в
высокое искусство. Взял танго и заставил
его звучать в исполнении симфонических
оркестров - не расплескав ни капли
энергетики, ни грамма эротики. Искать
совпадения в биографиях великих
аргентинцев - дело благодарное. Пьяцолла
родился в 21 году в Аргентине, там, где за 22
года до него родился Хорхе Луис Борхес.
Пьяццоллу в три года везут в Нью-Йорк, а
потом в Аргентину, Борхес подростком
переезжает в Европу. В Нью-Йорке, после
переезда, Пьяццолла начал учиться музыке и
услышал Чарли Паркера и Сергея Рахманинова.
В Испании, после переезда, Борхес начал
писать первые стихи. Потом он начнет писать
прозу, а в 50-х вернется к поэзии. Пьяццола
начнет с танго, потом займется классической
музыкой, чтобы опять вернуться к танго. Можно
сколько угодно перечислять факты биографии
Астора Пьяццоллы. В каких городах жил, как
играл на бандонеоне - аргентинской версии
аккордеона - в кабаках, и очень стеснялся
этого. К каким фильмам, театральным
постановкам и стихам Борхеса писал музыку,
в каких оркестрах играл, какие музыкальные
ансамбли создавал - от "Октета Буэнос
Айрес" до "New
Tango
Sextet",
- какие получал премии. Как выступал с
Джерри Маллиганом, "Кронос квартетом",
как давал концерты в сопровождении
симфонических оркестров. Как умирал -
тяжело, долго, с 90-го по 92-й год. Как его
музыка становилась все популярнее, как ее
исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович,
Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт
Джаррет, Гидон Кремер. В
Аргентине танго появилось примерно полтора
века назад, в борделях и барах. Там пили,
плакали и плясали иммигранты из Европы и
Африки - вместе с мелкими преступниками и
сутенерами. "Канья, милонга, женщины,
ободряюще бранное слово Росендо, его хлопок
по плечу, который мне хотелось считать
похвалой, - в общем, я был счастлив сверх
меры. Подруга в танцах попалась мне чуткая -
угадывала каждое мое движение. Танго делало
с нами все, что хотело - и подстегивало, и
пьянило, и вело за собой, и отпускало, и
опять захватывало". Это Борхес, это
Буэнос-Айрес, это милонга - аргентинский
танец, смешавшийся с традициями
иммигрантов, что, как считают некоторые
исследователи, и породило аргентинское
танго. От африканцев был взят ритм, от
испанцев - мотивы, а само слово "танго",
говорят, возникло от "tangere"
- латинского "касаться".
Прикосновение
и ярость, страсть и судьба, опьянение и
похмелье, секс и драка, - танго сочетало в
себе все, что имело отношение к эмоциям. Его
"салонная" разновидность захлестнула
Европу в 1910 году, попав туда с аргентинской
театральной труппой, приехавшей на
Всемирную выставку в Париж. В Аргентине же
царствовали "тангейрос" - музыканты,
исполняющие танго. Астор
Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго
к более серьезной музыке - к симфонической,
к джазу. Десять лет своей жизни он писал все,
кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для
фортепиано, - и в 1953 году, получив приз как
лучший молодой композитор года, поехал
учиться в Париж. Там, как гласит легенда,
преподавательница Нади Буланже, посмотрев
его творения, сказала: "Очень хорошо
написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут -
Бартока, тут - Равеля, но Пьяццоллу я нигде
найти не могу". Истинный Пьяццолла,
объяснила Нади Буланже, - в танго. И
Пьяццолла выкинул всю музыку, которую
сочинял в течение десяти лет. Классический
секстет, исполняющий танго, состоял обычно
из двух бандеонистов, двух скрипок, баса и
фортепиано. Пьяццолла создал в 1955 свой "Октет
Буэнос-Айрес", добавив к классическому
составу виолончель и электрогитару. Составы
его ансамблей (следующим станет квинтет
"Nuevo Tango') будут меняться, неизменным
останется лишь дух танго, в равных
пропорциях смешанный с желанием совершить
музыкальную революцию, перевернуть все
представления о танго. После появления 'Conjunto
9', созданного в 70-е, о музыке Пьяццоллы
начнут говорить: это уже не танго, это джаз-рок.
"Это моя музыка, - ответит он, - и она ближе
всего к танго". Пьяццола,
почти как борхесовский Пьер Менар, автор 'Дон
Кихота', переписал аргентинское танго. Не
слово в слово, конечно. Он внес в танго
полифонию, джазовые элементы, и этим, как ни
странно, лишь подчеркнул присущую этой
музыке драму и эротизм. "Вся моя жизнь -
танго, - объяснял композитор. - Грустное
танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я
счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду,
я люблю жить, - у моей музыки нет причин быть
грустной. Но она грустна, потому что это
танго. В ней есть драма, но нет пессимизма".
В 1985 году
Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса.
Город, который с осторожностью отнесся к
покушению на одну из своих святынь -
традиционное танго, - принял Пьяццоллу. А
значит, и признал за ним право играть "популярную
современную музыку Буэнос-Айреса". Если Буэнос-Айрес, то танго, если Борхес, то поэт, если ярость и любовь, то Пьяццолла. Все меняется, исчезает, течет, застывает на аргентинском солнце, раскаляется жаркими ночами докрасна. Пьяццолла гастролирует по миру, Борхес гладит корешки книг в своей Библиотеке, с улицы доносится знакомый ритм, мир слепо застывает, слушая музыку. Главное, что связывает для нас этих людей, - не подробности их биографии, не время, в которое они жили, не их подруги и друзья, не их совместная работа. Главное - что благодаря им двоим мы узнали дух Буэнос-Айреса. Этот образ, может быть, не имеет ничего общего с реальным, из плоти и камня, городом, - но для русского читателя и слушателя состоит именно из этих букв и звуков. Потому что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса, - писал Борхес, - создать настоящее танго невозможно. Ксения
Рождественская |