|
Аргентина. Танго.
Танго – это танец страсти. Танец печали.
Танец нежной любви. В нем
Сегодня танго танцуют везде, где только можно: на улицах Сан-Тельмо, где в свое время появились первые танцоры и в ресторанах, театрах, кабаре и кафе. Кафе "Тортони", пожалуй, самое знаменитое из множества подобных заведений. Почти сто лет это богемное место остается излюбленным питейным заведением писателей, поэтов и музыкантов. Хорхе Луис Борхес и Марта Аргерих наслаждались звуками танго в тяжеловесных кожаных креслах. Впрочем, в 20-х гг. XX века здесь подавали не только булочки и кофе, но и, скажем, кокаин. Кроме этого, здесь мало что изменилось с тех пор. Тот же надрывный звук бандонеона - маленькой гармошки, названной в честь ее изобретателя немца Генриха Банда, и трагичные заливистые аккорды фортепьяно. В задней комнате кафе "Тортони" по-прежнему танцуют танго под аплодисменты солидной публики. Но так было далеко не всегда. Небывалый
экономический рост в конце XIX века привлек в
Аргентину тысячи эмигрантов и переселенцев.
Портовые кварталы и окраинные районы
Буэнос-Айреса в то время больше напоминали
трущобы. Но именно они-то и создали ту
атмосферу, в которой стало возможным
появление танго. Бары и публичные дома,
рестораны и таверны, матросы и уставшие от
семидесятилетней гражданской войны
солдаты, потомки африканских рабов и
разорившиеся фермеры, нищие поэты и
художники, беглые каторжники, музыканты,
авантюристы со всего мира - все они
приносили в Буэнос-Айрес свою культуру,
эмоции, мечту о лучшей жизни, тоску о родине
и утраченной любви. Все это смешивается
между собой, и в результате получается так
называемая "орилья", беднейшая часть
Буэнос-Айреса,
которая во всем противопоставляет себя
благополучным кварталам. Здесь свои язык,
нравы, одежда и, конечно, танец, который не
вызывает ничего, кроме презрительной
усмешки надменных буржуа.
Хотя
и без влияния Африки в танго не обошлось.
Ведь в этом танце угадываются элементы
африканской пляски кандомбе, привнесенного
потомками чернокожих рабов. Можно угадать и
влияние других стилей: испанской хабанеры,
креольской милонги, немецкого вальса,
андалузского фанданго, польской мазурки. В
результате возникает фантастически
чувственный танец, суть которого в поединке
между мужчиной и женщиной или же даже между
мужчинами, поскольку первые исполнители
танцевали танго между собой, чтобы
скоротать время, ожидая своей очереди в
публичном доме. Кстати, девушки из притонов
как нельзя лучше подходили на роли партнерш
в этом не слишком благопристойном, на
взгляд чопорного высшего света, танце.
Трудно представить благородных девиц,
выделывавших в танцевальном экстазе то, что
могли позволить себе представительницы
древнейшей профессии. Надо сказать, что это увлечение с некоторыми оговорками продолжается до сих пор. Хотя Сан-Тельмо сегодня уже не тот, что раньше. Здесь по-прежнему танцуют танго, но бывшие трущобы превратились в патриархальные туристические кварталы. Даже старый заброшенный порт, полвека бывший приютом для бомжей и нищих, стараниями властей превратился в новый шикарный район Буэнос-Айреса. Мрачные кирпичные коробки доков начала прошлого века отреставрировали и наполнили новым содержанием - рестораны, магазины, кафе, шикарные отели. И только замершие навеки допотопные краны напоминают о том, что это все-таки бывший порт, и что именно здесь в этих кварталах больше ста лет назад родился танец, который по-прежнему танцуют на площади в Сан-Тельмо и который сегодня Аргентина требует признать своим национальным достоянием.
|