Интервью с Клавдией Якобсен

 

Клавдия Якобсен – преподаватель танго из Аргентины, живет в Амстердаме. Мне нравится смотреть, как она танцует, и мне интересны ее мысли о преподавании. Как для педагога, для нее наиболее важно передать своим ученикам базовую и необходимую информацию, позволяющую четко и глубоко понять специфику мужской и женской роли, а также помочь каждому ученику во время внутреннего поиска индивидуального стиля.

 

Ты училась и работала с Фабианом Саласом, Чичо, Густаво Навейро (три «столпа» в мире танго). Почему именно эти люди, чем тебя привлекает их стиль, техника, манера исполнения?

Когда я начинала с Фабианом, у меня не было никаких представлений о стиле или технике. Я просто приходила к нему на уроки, потому что мне все было понятно и казалось разумным. Там я встретила Чичо, и мы поладили. Получив основы, много знаний, глубже разобравшись во многих вещах, мы продолжили исследовать возможности этого четкого и простого для понимания метода. Нам казалось, что вместе мы сможем узнать больше, нам удалось обнаружить много деталей, лучше уяснить себе методику преподавания.
Мне нравится этот стиль, т.к. он дает свободу мужчинам и женщинам. Женщины не только следуют, их роль очень важна и не пассивна. Для меня это наилучшее сочетание техники следования с большой долей активного участия и выразительности. Выразить что-либо, кроме движений, вот настоящий танец!

Вместе с Карлой Марано вы сформулировали новый метод преподавания женской техники в танго. Каковы его основные принципы, как он работает, что можно сказать о результатах?

Сейчас во всем мире такая тенденция – только женщинам интересно углубленно изучать вопросы техники. Мужчины так заняты шагами, что забывают об этой возможности, хотя они могли бы выйти на более высокий уровень в танце, им было бы удобнее двигаться.
Мы с Карлой хотели показать женщинам возможные способы, как решать возникающие проблемы, лучше понимать, как реагировать и двигаться вокруг мужчин, когда те ведут, все это на практике. Это осуществимо только в присутствии мужчин, они должны вести. Мы придумали упражнения, где мужчинам нужно вести женщин. Мы старались прислушиваться к их мнению, так что женщины учились применять на практике и корректировать свою манеру ходить, вращаться, удерживать равновесие и многое другое.
Мы также продумали упражнения и подобрали материал для самостоятельной работы, чтобы помочь мужчинам и женщинам почувствовать, понять свое тело, возможности движения, его пределы, как раздвинуть эти границы, т.е. фактически как ощущать и наслаждаться каждым, едва уловимым, тонким и важным движением во время ведения или следования. Результаты замечательные. Люди начинают танцевать уверенно, с бoльшим пониманием. Они заново открывают для себя свое тело.

Научить человека танцевать можно по методике, но научить танцевать аргентинское танго требует большего. Что ты думаешь о сущности аргентинского танго? Что важно в твоем подходе к обучению «самому главному» в танго?

Аргентинское танго в основе своей – любовь и забота. Это диалог между двумя людьми. Мужчина ведет, но при этом заботится о том, чтобы его понимали. Женщина следует, и ее ответы полны очарования. В аргентинском танго мы отдаем мужчинам много власти и силы, ожидая, что они позаботятся о нас и постараются сделать так, чтобы их партнерша превратилась в самую красивую женщину на танцполе. Мы, женщины, поиграем в эту игру, пусть они попробуют, что у них получится.
Танго мощный социальный танец и игра. Больше узнать об его правилах, кодах, попробовать поиграть с ними, всему этому может быть интересно учиться, применить на опыте. Я стараюсь учить с таким же увлечением, как когда танцую танго. Я честный и прямой человек. Говорю, что думаю и во что верю. Я из Аргентины. Я могу научить аргентинскому танго так, как учат этому в Аргентине.

Вопросы, на которые ты делаешь упор на занятиях: техника, восприимчивость, индивидуальный стиль, коммуникация. Танцор может выучить, скопировать элегантные движения, однако выразительность исходит от личности исполнителя. Ты стараешься побудить учеников вглядываться в себя, исследовать свою личность, выразить больше?

Очень важна, с самого начала, уверенность в себе. Чувство свободы. Я никогда не прошу учеников сделать правильно, или что-то, что я под этим понимаю. Моя обязанность дать им всю необходимую информацию, материал. Обычно люди танцуют так, какие они в жизни. Если они застенчивы или смешны, большая доля этого проявится в танце. Нетерпимые или напряженные люди будут танцевать с этими качествами.
Но, с другой стороны, танго может стать для людей своего рода терапией, изменить человека. Мы, как преподаватели, должны осознавать это, нам нужно уметь видеть эти возможности.
Чтобы стать профессионалом, выступать, очень важен талант, что тебе дано от природы. Я не упоминаю технику, т.к. не каждая профессиональная пара обладает техникой в привычном смысле. Но тем не менее они прекрасны, чем это можно объяснить? Что прекраснее – чувство или техника? И то, и другое необходимо? У меня есть свое мнение по этому поводу, но это не значит, что я права, и других мнений быть не может.

Сегодня большую часть времени ты учишь студентов из Европы и, конечно, из Нидерландов. Есть ли разница между европейскими и аргентинскими студентами в восприятии музыки, в усвоении законов взаимодействия между тем, кто ведет, и кто следует, коммуникации в паре?

Да, разница есть. Это культурное различие. Поэтому я обучаю, как принято в Аргентине, со всеми необходимыми пояснениями, чтобы люди могли понять, каким образом наша культура выводит танго на такой уровень и глубину взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Я не обсуждаю роли лидера и того, кто следует. Это пример аргентинского мышления. Не знаю, хорошо это или нет.
Самая большая проблема, с которой я столкнулась здесь, в Европе, не относится к музыке; больше проблем со взаимоотношениями, связью между мужчиной и женщиной. Это трудно объяснить. Если сказать просто, я очень скучаю по игре, или возможности увидеть игру с различием ролей в аргентинском танго, иначе говоря, игру между мужчиной и женщиной, от которой танго берет начало.

А что ты скажешь про роль учителя? Я думаю, кроме умения преподавать, учитель должен увлекать людей, уметь общаться. Ведь танго социальный танец. Может быть, ты думаешь по-другому. Как тебе удается сохранять увлеченность всем, что ты делаешь в танго? Когда ты делишься идеями со студентами, коллегами, как это происходит?

Конечно, я согласна с этим. Я общительный человек, это правда. Легко схожусь с людьми, ценю юмор, юмор очень помогает мне на занятиях, сохранять бодрость духа. И еще я очень честный человек. Когда мы обсуждаем идеи со студентами, коллегами, мы не всегда согласны друг с другом. Просто я уважаю чужое мнение и хочу, чтобы и меня уважали.
Общение в танго – это не только, когда вы милы и любезны в жизни. Чтобы общаться в танго, нужно знать базовые правила, благодаря которым салоны становятся замечательным местом, где всем уютно танцевать. В танце вы связаны с другими. Вы танцуете с вашим партнером и со всеми остальными парами, вы вместе получайте удовольствие на танцполе. И вы заботитесь о партнере и о других. Мы создаем эту атмосферу танцуя вместе, соблюдая правила, которых очень немного, они простые, но ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ. Это первое, на что я обращаю внимание на занятиях, я учу этому прежде шагов, комбинаций, движений.

В твоей карьере меня поразила роль «одиночки». За 7 лет ты сменила 6 партнеров, ты не задерживаешься с кем-то одним, ты как будто хочешь испытать лучшее с каждым партнером, в каждом городе. Мне показалось, тебя не пугают новые впечатления, новый опыт, методики. Я права, или это просто совпадение?

У меня было так много партнеров, просто потому что я не шла на компромисс по важным вопросам с кем-либо из них. Первым был Чичо, вероятно, самый лучший из моих партнеров до сегодняшнего дня, у нас были очень прочные отношения, но я еще работала в танце модерн в Буэнос-Айресе, и я сделала выбор. Он знал об этом. Также было и с другими партнерами, пока я не перебралась в Голландию. Я никогда не искала постоянного партнера. Я встречала людей с интересными новыми идеями и наслаждалась общением с ними, до тех пор пока это «работало». В какой-то момент нам нравилось танцевать вместе, и людям нравилось на нас смотреть. Я хочу сказать, у меня никогда не было проблем с кем-либо из партнеров по танцам, просто они знали, что со мной – это не на 100%.
Я люблю работать с людьми, похожими на меня: с теми, у кого много фантазии, открытыми, чуточку сумасшедшими. Я артистка, кроме преподавания, люблю танцевать – танго, модерн, балет. Я хочу танцевать танго только с тем, кто даст мне 90% минут счастья, а если иногда происходит не совсем так, я знаю, всегда есть, чему поучиться, что я и делала, и сейчас делаю. Никогда не прекращаю учиться, для себя, для студентов, коллег, зрителей.
Сейчас у меня снова нет Партнера, но я не ищу его. Я знаю, что где-нибудь, когда-нибудь его встречу. Сейчас я люблю танцевать с Джермано Скаперрота из Италии, в нем есть нечто особенное, не могу объяснить, но «уфф», в нем это есть.

У тебя за плечами танец модерн. Это дополнительный «бонус», когда учишься танцевать другие танцы, и также для танго. Твои партнеры, они все из классического или современного танца? Ты заметила разницу между партнерами, у кого был такой опыт или образование, и у кого не было.

Только у одного из них была добротная классическая школа. Я не заметила разницы, я их не сравнивала. Мои партнеры очень разные, танцуют по-разному и каждый по-своему красиво, но, если быть откровенной, я предпочитаю не танцоров. Ха!
Мой опыт очень помогает в преподавании, потому что я очень хорошо понимаю, как устроено тело, что позволяет мне ясно видеть, чему нужно научить, что изменить, какой навык «закрепить» у студентов. Я не хочу учить балету на уроках танго, я не смешиваю это, я предпочитаю давать больше примеров из танца модерн.

Ты работаешь (и раньше работала) с женщинами (Carla Marano, Noel Strazza) и с мужчинами (твоими партнерами). Ты заметила разницу, когда в танго работаешь с мужчинами и с женщинами? Что ты думаешь о женщинах в танго? Расскажи поподробнее о работе с Ноэль.

Конечно, я люблю преподавать с мужчинами. Я способна этим заниматься, только когда мы понимаем друг друга. Но если я не верю в то, что он говорит…. хмммммм!!!!
С женщинами, я работала с Карлой, моей близкой подругой, мы учились у одних учителей, этого достаточно, чтобы жить в мире и согласии. И еще с Jessica Bijvoet, а сейчас с Ноэль.
У меня много надежд в связи с работой с Ноэль. Мы давно знакомы. Мы, и Карла большие друзья.
С нетерпением жду наших с Ноэль семинаров. Важно, чтобы люди почувствовали энергию, которая рождается, когда мы вместе, кроме интересных сведений, которые они там обязательно почерпнут.

В Гамбурге ты выступила со своим первым сольным номером в стиле модерн (по мотивам танго). Расскажи об этом подробнее.

Alejandro Sanguinetti попросил меня станцевать что-нибудь связанное с танго в последний день гамбургского фестиваля 2002 года. Я заинтересовалась, и тут же начала готовиться, как только придумала идею этого соло. Это очень простая история о женщине, которая приходит домой после танго-салона. Она очень устала, расстроена, и вот, между четырех колонн (я сочиняла этот номер в студии Universo tango, там четыре колонны в полу подсказали мне идею), которые воплощают четырех людей, она воспроизводит многие эпизоды того вечера. Эта женщина иногда женщина, иногда изображает мужчину. Один из них пытался ее соблазнить только потому, что она красивая, а не потому что хорошо танцует, другой ей нравится, но она ему неинтересна, и там происходят еще многие вещи. На лице танцора маска, она помогает этой женщине или мужчине стать частью мира аргентинского танго с его чарующей и в то же время непростой атмосферой. Быть самим собой и тем, кем хотят видеть тебя другие.

Какая музыка вдохновляет тебя танцевать танго, выступать на сцене?

Я люблю некоторые оркестры – Д’Ариенцо с певцом Echague, оркестр Кало с певцом Beron, Рикардо Тантури с Энрике Кампосом. Люблю музыку Тройло, Пульезе, Tuba Tango, Ди Сарли, Педро Лауренса, Пьяццоллы, Канаро и его Quinteto Pirincho, танго «Старой гвардии», Color Tango, Los Cosos de al Lao, Sexteto Mayor, El Arranque, Biagi, Domingo Frederico и многое еще.

Тебе нравится танцевать танго под современную музыку – Gotan Project, Narcotango? Что ты думаешь по поводу такой музыки в салонах?

Да, мне нравится. Но только когда возможно танцевать в современной стилистике. Это проблема, так не часто случается. Для меня современное танго, или нуэво, это не рок-н-ролл, найти новые, современные средства выражения можно только если хорошо знать старые, знать основы. Именно этим занимались раньше мои учителя, сейчас известные как преподаватели «Танго Нуэво» (Танго Нуэво – это что-то новое и для меня).
Ничего не имею против этой музыки, когда ее играют в салонах. Только ей нужно найти свое место, она должна «вписываться» в музыкальную программу вечера, как любая музыка. Когда создается приятная атмосфера, музыка вносит свой вклад. Смешивая безо всякой логики, ничего не создать.

Какие у тебя цели в будущем, чего бы ты хотела достичь – в Голландии, Европе, Буэнос-Айресе?

Я бы хотела жить своей профессией. Учить и танцевать. Оставить свой след в танго. Помочь, насколько это в моих силах, поднять уровень танго в Голландии и, конечно, в Европе тоже, т.е. везде, где я могла бы учить или танцевать.

Тебя радует танго жизнь в Нидерландах, или ты скучаешь по «домашнему» танго?

Да, я счастлива здесь. Если говорить о танго, нет ни одного места в мире, похожего на Буэнос-Айрес. Нет ничего лучше моего родного города. Танго – это Буэнос-Айрес, Буэнос-Айрес – это танго, однако в любом месте можно создать приятную обстановку, подходящую декорацию для танго.
Иногда я тоскую по буэнос-айресскому танго, и поэтому приезжаю домой, в августе. Это стало частью моей жизни – приезжать домой, подпитываться энергией танго Буэнос-Айреса и привозить ее сюда, для моих уроков, моих выступлений.

Оригинал: http://www.miraloca.nl

версия для печати