|
Беседа первая. 2004 год.
Виктор: У некоторых танцоров в Петербурге есть такая проблема – с кем танцевать? Проблема состоит в том, что круг танцоров ограничен, круг умеющих танцоров еще больше ограничен, круг тех танцоров, у которых подходила бы душа к душе, еще меньше. Но танцевать хочется. Что делать? В: Но проблема даже не в качестве танцевания, а в том, что происходит внутри пары – нет гармонии. Какой смысл танцевать с женщиной, если тебе с ней нехорошо? Не потому что она плохо танцует, а потому что душа не лежит к ней. В: Но если танцевать без этого чувства, то танго становится простой гимнастикой, а не прекрасным танцем. В: Я думал, в Буэнос-Айресе знают этот секрет. К сожалению, его не знает никто. В: Это все понятно. Но что делать нам? И: Вопрос от Алексея: в России одно из самых молодых танго-сообществ. В каком ряду среди других стран Вы оцениваете Россию по уровню танцевания и понимания танго и его культуры? Когда я первый раз приехал в Россию, в первый день я рассказывал историю, как я стал студентом театральной студи. Мы изучали систему Станиславского. И мой первый преподаватель говорил, что наиболее близкая к аргентинцам нация – это русские. Сейчас я сам могу это подтвердить. Я понимаю, что я здесь всего несколько дней, но я вижу, что на уровне чувств, эмоций, ощущений мы действительно очень похожи. Естественно, я принимаю во внимание историю возникновения и молодость танго в России, но я могу сказать, что люди, которые максимально приближены к Аргентине, которые понимают душу танго, это как раз русские. Но это лично мое мнение. Россия для меня – особое место. Я очень хотел сюда попасть. Когда я был в Москве, я очень хотел попасть в театр им. Станиславского, который сгорел и был восстановлен. Все, кто обучался в 60е-70е гг., и даже в 50е, все обучались по системе Станиславского и были погружены в Россию. Поэтому для меня это особое место, и поэтому такая, может быть, необъективная оценка. И: Заметили ли Вы какую-либо разницу в том, как танцуют, как понимают танго в Москве и Петербурге? Настя: Почему в Аргентине танцуют танго? Два года назад в Аргентине был первый чемпионат по танго. Было два отделения: танго-салон и шоу. Танго-салон, естественно, отличается от стиля милонгеро, но многие правила соблюдались: линия танца, музыкальность, нельзя было разрывать объятья, как в шоу, нельзя было делать ганчо и болео. На мой взгляд, на первом месте была немецкая пара. Но вы можете себе представить – первый чемпионат, в Аргентине, и отдать первое место немецкой паре! Но для меня они были лучшие. Партнер – наполовину немец, наполовину аргентинец, но родился в Германии. Он очень высокий, худой. Партнерша ниже него, и была просто высший класс! Но представить, чтобы немцы выиграли первый чемпионат по танго в Аргентине – это невозможно. На самом деле, в Аргентине далеко не все танцуют танго. И, в целом, во всем мире одинаковая ситуация: женщины танцуют лучше мужчин. Везде больше женщин, они больше работают над собой, больше практикуются, думают о том, как они выглядят, как они двигаются. Они посещают очень много семинаров. А мужчины им уступают во всем этом. В старые времена все было наоборот. Потому что мужчины практиковались друг с другом. Потому что, за исключением женщин в борделях, было не так много тех, которые могли себе позволить прийти танцевать. Я говорю, естественно, о старых временах, о 20х, 30х гг. Тогда мужчина должен был быть очень, очень хорошим партнером, чтобы дама согласилась с ним танцевать. А сейчас мужчины ленятся ходить на семинары, практиковаться. Они не заинтересованы в том, чтобы танцевать хорошо, потому что думают, что дам много, и проблем с партнершей у них никогда не возникнет. Но я считаю, что мужчины должны стараться танцевать лучше, потому что им очень сложно, особенно в начальный период обучения. Это перекликается с Вашим вопросом о том, должны ли мы танцевать с тем, с кем не нравится или нет. Мужчины, как правило, думают, что это не для них, что это слишком сложно, т.к. необходимо думать одновременно о шагах, о музыке, о партнерше. А это действительно так. Поэтому и надо стараться танцевать лучше. И, говоря о Европе, о европейском типе мышления, исключая южные страны, Италию и Грецию, например, где мужчинам привычно танцевать, мы можем сделать вывод, что танцы – это больше женская сфера. Так принято. Но лично я так не думаю. Танец это танец, движение это движение. У них нет половой принадлежности как таковой. И танцевать должны все - и мужчины, и женщины. Надеюсь, в мой следующий приезд я сделаю отдельные группы для мужчин и для женщин, чтобы проводить уроки техники. Это планы на ближайшее будущее. В: В Аргентине были годы застоя в 55м-80м гг. Сколько людей тогда танцевало танго? Есть ли какая-то преемственность этих традиций? Прерывалась ли она или есть такие традиции, учителя, педагоги, которые, как начинали танцевать, так и танцуют до сих пор? Я начал танцевать в тринадцать лет. Тогда это уже не составляло большой проблемы – собраться в клубе и потанцевать. Но тогда я танцевал еще не танго. Примерно между 55м и 83м гг. у нас было несколько подобных военных периодов, но такого, как в 55м г., конечно, больше не повторялось. Но самым худшим периодом был период с 76го по 83й гг. Это было время репрессий, о тысячах людей до сих пор ничего не известно. Среди них было много художников, журналистов, артистов. Было потеряно практически целое поколение, причем поколение талантливых, значимых людей, наиболее интеллектуальная их часть. Но в тоже время власти ничего не делали с танго. Потому что танго тогда ничего не значило. Его просто слушали. На мой взгляд, это и явилось основной причиной, почему танго стало развиваться в том направлении, какое ему задали Пьяццолла, Нивейро и др. Эта музыка предназначалась для слушания, а не танцевания под нее. Может быть, это был один из способов выживания. И: Когда Вы приходите на милонгу, по каким критериям Вы выбираете партнершу, с которой будете танцевать? Когда вы женаты, и у вас двое детей, вы начинаете обращать больше внимания на уровень танцевания партнерши. Когда вы одиноки, вы все-таки приглядываетесь к хорошеньким женщинам, которые тоже должны хорошо танцевать. Если вы сможете найти даму, в которой сочетаются оба эти качества, считайте, что вам повезло. Я работал в компании, которая называется «Мост в танго» между 96м и 2001м гг. Мы привозили на одну неделю людей из США, чтобы учить их танцевать танго. Там были и некрасивые, и пожилые, и полные женщины. Заниматься с этими дамами просили меня, потому что у меня достаточно терпения, я никогда не злюсь и не позволяю себе лишних эмоций. И я старался научить их не тому, чего я хотел бы от них, а тому, чему они могли научиться. И, в общем-то, это мне всегда удавалось. В течение такой танго-недели мы делали одну частную вечеринку только для участников этой программы. Мы приглашали туда старых милонгеро, которым по 65 - 75 лет. Однажды там оказалась дама, которой тоже около семидесяти лет. Очень красивая женщина с хорошей фигурой. Это была жена известного милонгеро Финито. Он был очень высоким, большим, но двигался – будто летал. К сожалению, он уже умер. И вот, его жена была в числе самых известных приглашенных. Моя жена хотела, чтобы я пригласил ее танцевать. Но я отказывался, потому что очень боялся. Я думал: «Как я смогу танцевать с такой дамой?». Тогда моя жена сама пошла к ней и сказала, что я боюсь ее приглашать. В общем-то, мы друг друга знаем. И моя жена тоже достаточно известна в танго-сообществе. Мы танцевали под ее любимого композитора, и я был на седьмом небе! А между тем, ей семьдесят лет! Когда женщина полновата и старше мужчины, но при этом знает, как танцевать, иногда это лучше, чем стройная девушка. Потому что, когда эта дама движется, ее движения переходят в энергию. Вы знаете Хулио и Корину ла Росу? Это очень хорошие танцоры. Она себя все время ограничивает в еде, потому что она полненькая. Он ростом примерно 1.8м и весьма в теле. Но, когда вы видите, как они танцуют, вы влюбляетесь в них обоих. Потому что то, как они двигаются – это что-то! Так что, приятная внешность и хорошая фигура не могут вам гарантировать танцевание всю ночь. Может быть, вас и пригласит хороший милонгеро, но так, на два танца пообниматься, а потом он пойдет к хорошей партнерше. И: Когда у Эдуардо Фернандеза спрашивали, как он определяет хорошо танцует женщина или нет, он отвечал, что смотрит, как она встает в крест. Если она делает это неправильно, он вообще не рискует ее приглашать. А что для Вас является внешним критерием того, хорошая перед вам партнерша или нет? В: Много ли осталось в Буэнос-Айресе старых милонгеро? Как к ним относится молодежь – с уважением или они считают, что знают танго лучше, чем они? Я встречал очень много хороших представителей нового поколения танго в возрасте двадцати лет. Они очень хорошо танцуют, но все же что-то утеряно. Сейчас они больше озабочены тем, как они выглядят, как они сделают какую-нибудь фантастическую фигуру, и сколько раз они могут ее сделать. К сожалению, за всем этим теряется суть танго. Сейчас в каждой студии, в каждом зале для занятий висит зеркало. Я заметил, что дамы во время занятий подглядывают на себя в зеркало, чаще, чем мужчины, чтобы посмотреть, как они выглядят. Это то же самое ,что игра. Но одно дело, когда на сцене я играю со своей партнершей, и это направлено исключительно на зрителей. Я актер, и я нацелен на публику, но при этом я теряю что-то, что происходит здесь и сейчас. И зрители это видят. Когда я работаю на публику, а не делаю все от души, зрители это чувствуют. И в танце тоже самое. На вас смотрят очень многие, а вы забудьте об этом. Когда вы танцуете со своей партнершей, то, что происходит между вами, будет передаваться зрителю. А когда зрители видят, что вы озабочены их вниманием, им это не нравится. Поэтому в любом случае надо танцевать со своим партнером, не обращая внимания на других. В: И все же, какие взаимоотношения между старыми милонгеро и новым поколением? В: В принципе, я знаю ответ на этот вопрос, но хотелось бы услышать это от Вас. Что в танго важнее: внешнее или внутреннее? И почему те, кто приходят в танго, стремятся скорее к внешнему, а не к внутреннему?
Так же беседовал и фотографировал: Виктор Стенин . © otango.ru
|