Танго это танго


Страстное, чувственное танго так много значит в жизни многих людей! В Европе и во всем мире есть немало танцев, и каждый из них передает какое-то конкретное чувство, настроение. Романтичный вальс, бурный рок-н-ролл, самба, хранящая в себе атмосферу карнавала. Вопреки сложившемуся мнению, танго, которое очень многие считают грустным танцем, соединяет в себе и романтику, и огонь, и блеск карнавала, и еще многое, многое другое. Рожденное на грязных портовых улочках Буэнос-Айреса танго пережило необычайный взлет, покорив даже парижский высший свет, но при этом осталось верным тому месту и тем людям, которые дали ему жизнь.

Последние годы девятнадцатого века. Европу одолевают голод и разруха. Молодые люди, лишенные работы, лишенные надежд на лучшую жизнь, покидают свои дома и переселяются в поисках счастья за океан, в Южную Америку. Тысячи таких обездоленных людей сходят с кораблей на причалы Буэнос-Айреса, новой столицы Аргентины, или высаживаются на грязной пристани Рио-де-Ла-Платы.

Хотя в те годы жизнь в Аргентине была полегче, чем в Европе, приехавшие молодые люди оказывались здесь на положении чужаков и оседали в нищих грязных окраинных кварталах. Несмотря ни но что, число иммигрантов постоянно росло и к 1914 году уже превысило количество коренных жителей Буэнос-Айреса в соотношении три к одному. Приблизительно половина приехавших была родом из Италии. Около трети иммигрантов прибыли из Испании. Ла Бока, старый портовый район Буэнос-Айреса, стал тем местом, где селились большинство приехавших итальянцев. И именно с Ла Бокой связаны самые яркие страницы в истории танго.

С приходом иммигрантов из Ла Боки вскоре исчезли жившие здесь прежде аргентинские ковбои, которых звали «гаучо». Таким образом, нужно признать, что Рудольфо Валентино совершил ошибку, сделав гаучо персонажем своей версии танго, отснятой им на пленку в 1924 году для фильма «Четыре всадника Апокалипсиса". На самом деле гаучо растворились в бескрайних прериях еще до рождения танго. Новости они узнавали только от «пайадорес» — местной разновидности странствующих менестрелей. Песни пайадорес дали начало песенному стилю, а позже и танцу, называемому милонга. Дошедшие до нас записи милонги в исполнении пайадорес крайне несовершенны, но в те времена милонга пользовалась у обитателей окраин Буэнос-Айреса огромной популярностью.

Само слово «танго», как полагают, имеет африканское происхождение и означает «место встречи» или «особое место». Однако из этого вовсе не следует, что и танец танго как-то связан с Африкой. Рождению танго способствовали и кубинская хабанера, и испанская контраданца, и афро-аргентинское кандомбе, однако самым сильным было влияние милонги. Слово «милонга» означает «вечеринка» или «фиеста». Музыка милонги живая, радостная и даже веселая. Нет сомнений в том, что иммигранты из Европы частенько посещали местные танцы и переняли из милонги некоторые па, ставшие впоследствии фигурами танго. Выходцы из Европы старались держаться общиной, хотя и она зачастую не спасала от отчаяния и крушения. Все это находило отражение в песнях, где грусть, одиночество и тоска смешивались с надеждой и стремлением к счастью. Именно из этих песен в узких портовых кварталах Буэнос-Айреса вскоре и родилось танго.

Подавляющее большинство выходцев из Европы составляли молодые люди — их было в пятьдесят раз больше, чем женщин-иммигранток. Эти молодые люди были частыми посетителями так называемых «академиас» — танцевальных школ и «прегундинес» — дешевых кафе, где можно было за дополнительную плату потанцевать с официантками. Умение хорошо танцевать становилось жизненно необходимо — ведь именно таким образом молодой человек мог произвести на девушку впечатление, привлечь ее внимание. Отбросив традиции европейского танца, молодые иммигранты активно искали собственные пути самовыражения, создавая новый танцевальный стиль, призванный покорить женское сердце. Поначалу танго игралось на гитаре, флейте и скрипке. Однако вскоре лидирующим инструментом стал бандонеон. Часто говорят, что бандонеон — душа Танго и само танго обязано своим появлением на свет именно этому «инструменту дьявола». Нужно заметить, что в те годы бандонеон как музыкальный инструмент был еще весьма далек от совершенства. Он представлял собою меха, средние по размеру между мехами гармоники и аккордеона. По бокам эти меха заканчивались деревянными планками с рядами кнопок. Играть на бандонеоне было довольно сложно.

Бандонеон сопровождал и выступления певцов, исполнявших танго. Благодаря бандонеону в танго превращались мелодии, вовсе и не писавшиеся изначально как танго. Яркий пример тому — знаменитая «La Cumparsita», написанная в 1916 голу Джерардо Родригесом как военный марш. Когда же «La Curnparsita» превратилась в танго, она стала музыкальным символом всех карнавалов. Еще одно знаменитое танго было написано в 1905 году. Это «В Choclo» Анжело Виллольдо. «El Choclo» пережило десятилетия, а в 1950-х годах в новой аранжировке и под новым названием — «Огненный поцелуй» — надолго вошло в американские хит-парады.

Благодаря глубокому, звучному голосу бандонеона танго стало тверже, напряженнее, шире, а порой — хотя и не всегда — меланхоличнее. Слова, сопровождавшие мелодию, выражали озабоченность утомленных жизнью людей. Поэты, писавшие слова для танго, как правило, говорили о судьбе, о роке, испытаниях, одиночестве. Была в них и ностальгия по далекой родине. Величайшим певцом танго на все времена считается Карлос Гардель. Кареглазый красавец, типичный герой-любовник, Карлос Гардель трагически погиб в авиационной катастрофе жарким лотом 1936 года. Его могила на кладбище Ла Чакарита в Буэнос-Айресе и по сей день остается местом паломничества для сотен почитателей. Многие свои песни Гардель записывал в сопровождении одной гитары, следуя тем самым традициями пайадорес. Первое танго, которое исполнил Гардель, называлось «Mi Noche Triste» — «Грустная ночь», и было это в 1917 году. В песне говорилось о молодом человеке, который топит в вине свою грусть и одиночество.

Энрике Сантос Диссеполо, один из известнейших поэтов, писавший стихи на музыку танго, сказал однажды: «Танго — это грусть, заставляющая танцевать». Впрочем, сам я считаю, что танго заставляет людей танцевать не потому, что оно так грустно. Просто музыка этого танца несет в себе вызов, толкает людей к тому, чтобы выразить через танец свои самые глубинные чувства и переживания.

Закон о Всеобщем избирательном праве, принятый в 1912 году, не только принес долгожданную свободу людям, но и придал новый импульс развитию аргентинского танго. Очень скоро танго перестало быть танцем бедняков с окраины и принялось завоевывать высший свет. Во всех фешенебельных районах Буэнос-Айреса как грибы после дождя вырастали Танго-салоны. Затем танец покорил Северную Америку и докатился до Европы. Танго зазвучало и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Париже. Танцоры танго стремительно входили в моду.

Бескомпромиссный, смелый характер танго не мог не нажить себе врагов. Они появились и были людьми весьма авторитетными. Так, парижский кардинал Аметт заявил: «Человек, считающий себя христианином, не может принимать участия в этом безобразии». Римский Папа Бенедикт XI: «Этот грубый, непристойный танец оскорбляет семью и общество». Кайзер Вильгельм поступил проще. Он издал приказ, запрещающий офицерам германской армии танцевать этот «похотливый и возмутительный танец», если на них надет мундир.

В годы Первой мировой войны, несмотря на все ее ужасы и страдания, люди не забыли про танго. Воздух войны был пропитан не только запахом пороха, но и ветром перемен. Танго как нельзя лучше отвечало ожиданиям людей, мечтающих о свободе, и потому его популярность продолжала расти. Наконец война закончилась, и танго вступило в свои золотые годы - в 1920-е. И если уж танго было настолько популярно в Европе и Северной Америке, то что тогда говорить о Буэнос-Айресе? Здесь по танго буквально сходили с ума. Некоторые музыканты целиком переключились на совершенствование танго как музыкальной формы. Этих людей знал каждый житель Буэнос-Айреса, их имена становились нарицательными. Аккордеонисты купались в золоте. Еще одними героями эпохи танго стали танцоры.

Самым известным танцором — исполнителем танго считался легендарный Эль Качафас (Жозе Овидио Бьянкет). Выступая в паре с Карменситой Кальдерон, он приводил публику в экстаз. Другую выдающуюся пару танцоров составляли Хуан Карлос Колес и Мария Нуэвес. Они заслуженно считались живым воплощением танго, и тот, кто видел их на сцене, не мог забыть этого до конца своих дней. И в более поздние времена было немало танцоров, с блеском исполнявших танго во всех уголках земного шара. Однако танго все больше и больше превращалось в концертный танец, теряя изначальную форму и стиль, уходя от традиций Буэнос-Айреса. Не хотелось бы осуждать профессиональных танцоров, делающих из танго театральное шоу, но в данном случае все же речь идет о другом танце — о танце, который танцуют обычные люди и который называется аргентинским танго.

Сразу же после военного переворота, происшедшего в Аргентине 6 сентября 1930 года, начался период гонения на танго. Новая власть — озабоченная и не уверенная в себе, увидела в этом танце опасность для себя. Танго казалось захватившим власть военным излишне свободолюбивым и бунтарским танцем.

В Европе танго переживало период трансформации. Классическое аргентинское танго не укладывалось в новые музыкальные формы и идеи, а потому его стиль быстро и жестко начал меняться. Дорожка была заменена кружением по всему периметру бального зала, сам характер танца стал более быстрым, угловатым, музыка танго приобрела агрессивный характер. На первый план в оркестре стали выходить ударные, которые до этого использовались крайне редко и то только в больших оркестрах. Из современных европейских танцев в танго ввели несвойственные ему резкие движения головой. Начал складываться некий усредненный международный стандарт танца, все больше и больше уходивший от оригинала.

В самом Буэнос-Айресе в 1950-е годы продолжился закат танго. Стареющий президент Перон не справлялся с управлением страной, и положение в экономике оставалось нестабильным, Да и бывшие иммигранты не чувствовали уже себя таковыми — они стали стопроцентными аргентинцами. Так ушли из танго важные его составляющие - ностальгия по родине, грусть, одиночество.

В разваливающейся стране стало не до оркестров танго. Их золотые 1940-е годы канули в Лету. Танго продолжали играть небольшие группы музыкантов, но теперь публика только слушала музыку — и не танцевала. Неудивительно, что при таком отношении музыканты и композиторы принялись в 1960-х годах, разрабатывать «El nuevo Tango» — стиль, рассчитанный, прежде всего на слушателя, а не на танцора. «Нуэво Танго» слушали многие. Танцевали единицы. Танго продолжали играть — уже как концертную музыку — многие оркестры, в том числе оркестр Освальда Пульезе, причем не только в Аргентине, но и за рубежом. В 1980-х этот оркестр совершил мировое гастрольное турне, после чего возник новый интерес к танго. Новое поколение заново открыло для себя и эту музыку, и этот танец.

Танго прошло огромный путь, но этот путь еще далек от конца. История этого танца насыщена легендами, романтикой и ностальгическими воспоминаниями о давно прошедших временах. Танго и сегодня остается удивительно ярким танцем, передающим всю гамму человеческих чувств и переживаний, надежд и разочарований. Как говорят в Аргентине, «Eslo es Tango». Танго — это Танго.

© http://www.pfm.ru

вернуться

 

версия для печати