|
Эдуардо Ровира
Как
это часто случается, наиболее радикальные
музыканты не попадают в фокус
общественного внимания, и вынуждены
довольствоваться славой в узком кругу
знатоков. Именно таким музыкантом был
Эдуардо Ровира. Бандонеонист феноменальной
техники, не имевший формального
музыкального образования, он, тем не менее,
был знаком с музыкой Малера и Бартока.
Ровира оказал влияние на всю последующую
музыку танго (и на Пьяццоллу в том числе),
при этом так и оставшись в тени.
Единственные два компакт-диска с его
музыкой на сегодняшний день доступны
только благодаря независимой аргентинской
записывающей компании Acqua
Records (Аква Рекордс), принадлежащей
замечательному джазовому пианисту из
Аргентины Адриану Иаесу. Эдуардо
Оскар Ровира родился в Ланусе, пригороде
Буэно Айреса в 1925 г. Мало что известно о его
детстве. Известно только, что уже в 9 лет он
зарабатывал на жизнь, играя на бандонеоне в
кафе "Жерминаль" на знаменитой улице
Коррьентес в Буэнос-Айресе. Позднее он
понедолгу играл во многих оркестрах,
включая оркестр Мигеля Кало (будучи скорее
бизнесменом, чем музыкантом, Кало и по сей
день поражает тем, скольких талантливых
музыкантов он "открыл" в мире танго),
оркестре Орландо Гони, пока не попал в
Оркеста Типика Осмара Мадерны. Влияние
Осмара Мадерны было фундаментальным. В 1956 г.
Ровира попадает в Оркеста Типика Альфредо
Гобби (Гобби, как и Пьяццолла, заслуживает
особого внимания. По выражению Пьяццоллы,
все музыканты, играющие современную музыку
танго, происходят от Гобби.). В оркестре
Альфредо Гобби Ровира играет ту же роль
первого импровизирующего бандонеона,
которую у Пьяццоллы исполнял Роберто ди
Филиппо, а у Пульезе - несравненный Освальдо
Руджеро. Он принимает участие во всех
аранжировках. Именно для оркестра Гобби
сочиняет первое танго "Engobbiao".
В 1959 г. Ровира организовывает "Agrupacion
de tango
moderno". В 1960 г.
организовывает серию концертов "Circulo
de Amigos
del Buen
Tango", в
которых пытается представить современные
тенденции в развитии музыки танго. В рамках
этой серии состоялось и одно из первых
появлений квинтета Астора Пьяццоллы. После
нескольких лет относительно негромкого, но
устойчивого успеха Ровира начинает терять
аудиторию, и в 1970 г. переезжает в Ла Плата,
где становится художественным
руководителем оркестра местной полиции. В
течение всего этого времени он активно
пишет музыку, в том числе несколько
симфоний и множество танго. Успех Пьяццоллы
заставляет его в конце 70-х гг. вернуться в
танго. Ровира записывает первый после
долгого перерыва и последний альбом "Que
lo paren".
Успеха эта запись не приносит и в июле 1980 г.
он умирает практически забытым. Те немногие
танго Ровиры, которые исполняются другими
оркестрами, постоянно приковывают к себе
внимание милонгерос ("A
Evaristo Carriego" в исполнении Освальдо Пульезе или "Engobbiao"
в исполнении Альфредо Гобби). Многие, не
подозревая об этом, могли слышать его
бандонеон, например, в пронзительной
каденции в "Sin vuelta
de hoja"
того же Гобби. К сожалению, при этом мало кто
о нем знает. Выдающиеся музыканты, такие как
Cesar Stroscio и Густаво Бейтельман считают его одним
из своих учителей. Собственные
записи Ровиры сделаны, как правило, в
камерном формате (трио, квинтет, септет).
Бандонеон чаще всего усилен и снабжен
электроникой (специальный звукосниматель,
придуманный Ровирой, позволял ему
педалировать звук наподобие того, как это
делается у рояля). Танцоры в большинстве
своем считают его музыку малопригодной для
милонг: слишком уж часто и слишком резко в
его музыке меняется ритм. А иногда, как,
например, в его танго "Сонико"
мастерски создается впечатление, как будто
гитара "не успевает" за потерявшим
голову бандонеонистом. |