Эдуардо Ровира

 

Едуардо РовираКак это часто случается, наиболее радикальные музыканты не попадают в фокус общественного внимания, и вынуждены довольствоваться славой в узком кругу знатоков. Именно таким музыкантом был Эдуардо Ровира. Бандонеонист феноменальной техники, не имевший формального музыкального образования, он, тем не менее, был знаком с музыкой Малера и Бартока. Ровира оказал влияние на всю последующую музыку танго (и на Пьяццоллу в том числе), при этом так и оставшись в тени. Единственные два компакт-диска с его музыкой на сегодняшний день доступны только благодаря независимой аргентинской записывающей компании Acqua Records (Аква Рекордс), принадлежащей замечательному джазовому пианисту из Аргентины Адриану Иаесу.

Эдуардо Оскар Ровира родился в Ланусе, пригороде Буэно Айреса в 1925 г. Мало что известно о его детстве. Известно только, что уже в 9 лет он зарабатывал на жизнь, играя на бандонеоне в кафе "Жерминаль" на знаменитой улице Коррьентес в Буэнос-Айресе. Позднее он понедолгу играл во многих оркестрах, включая оркестр Мигеля Кало (будучи скорее бизнесменом, чем музыкантом, Кало и по сей день поражает тем, скольких талантливых музыкантов он "открыл" в мире танго), оркестре Орландо Гони, пока не попал в Оркеста Типика Осмара Мадерны. Влияние Осмара Мадерны было фундаментальным. В 1956 г. Ровира попадает в Оркеста Типика Альфредо Гобби (Гобби, как и Пьяццолла, заслуживает особого внимания. По выражению Пьяццоллы, все музыканты, играющие современную музыку танго, происходят от Гобби.). В оркестре Альфредо Гобби Ровира играет ту же роль первого импровизирующего бандонеона, которую у Пьяццоллы исполнял Роберто ди Филиппо, а у Пульезе - несравненный Освальдо Руджеро. Он принимает участие во всех аранжировках. Именно для оркестра Гобби сочиняет первое танго "Engobbiao". В 1959 г. Ровира организовывает "Agrupacion de tango moderno". В 1960 г. организовывает серию концертов "Circulo de Amigos del Buen Tango", в которых пытается представить современные тенденции в развитии музыки танго. В рамках этой серии состоялось и одно из первых появлений квинтета Астора Пьяццоллы. После нескольких лет относительно негромкого, но устойчивого успеха Ровира начинает терять аудиторию, и в 1970 г. переезжает в Ла Плата, где становится художественным руководителем оркестра местной полиции. В течение всего этого времени он активно пишет музыку, в том числе несколько симфоний и множество танго. Успех Пьяццоллы заставляет его в конце 70-х гг. вернуться в танго. Ровира записывает первый после долгого перерыва и последний альбом "Que lo paren". Успеха эта запись не приносит и в июле 1980 г. он умирает практически забытым. Те немногие танго Ровиры, которые исполняются другими оркестрами, постоянно приковывают к себе внимание милонгерос ("A Evaristo Carriego" в исполнении Освальдо Пульезе или "Engobbiao" в исполнении Альфредо Гобби). Многие, не подозревая об этом, могли слышать его бандонеон, например, в пронзительной каденции в "Sin vuelta de hoja" того же Гобби. К сожалению, при этом мало кто о нем знает. Выдающиеся музыканты, такие как Cesar Stroscio и Густаво Бейтельман считают его одним из своих учителей.

Собственные записи Ровиры сделаны, как правило, в камерном формате (трио, квинтет, септет). Бандонеон чаще всего усилен и снабжен электроникой (специальный звукосниматель, придуманный Ровирой, позволял ему педалировать звук наподобие того, как это делается у рояля). Танцоры в большинстве своем считают его музыку малопригодной для милонг: слишком уж часто и слишком резко в его музыке меняется ритм. А иногда, как, например, в его танго "Сонико" мастерски создается впечатление, как будто гитара "не успевает" за потерявшим голову бандонеонистом.

  Дмитрий Великов

©  www.tangoworld.ru
© www.elportaldeltango.com  - фото

вернуться

версия для печати