Жизнь
и танго Астора Пьяцоллы
ТАНГО...
Танец жизни и смерти, любви и ненависти,
огня и льда. Невольно вспоминаются
известные довоенные танго Оскара Строка,
под которые танцевали тогда еще молодые
наши родители. Тем не менее о настоящем
танго знают мало не только обычные
слушатели, но и профессиональные
музыковеды.
Танго возникло около 150 лет назад как
элемент цыганского мелоса близ двух
географических центров: Андалусия и
Неаполь. Причем первоначально танго
представляло собой просто танец без
музыкального сопровождения, который
исполняли только женщины. Истоки же
аргентинского танго лежат в смешении
традиций многочисленной неаполитанской
эмиграции и истинного аргентинского мелоса
- милонги. Именно этот сплав и стал наиболее
ярким достижением и выражением культуры
населения долины Плато, как аргентинской,
так и уругвайской ее части. В Европу танго
попадает вместе с аргентинской театральной
труппой, приехавшей на выставку ЭКСПО в
Париж в 1910 году. Здесь и начинается история
развития "салонного" танго, по-своему
милого, но не имеющего ничего общего с
настоящей культурой танго. В самой
Аргентине на долгие годы воцарятся так
называемые "тангейрос" -
высокопрофессиональные музыканты,
исполняющие музыку для туристов.
Спустя 11 лет после появления танго в Европе,
11 марта 1921 года в семье бедных итальянских
эмигрантов в Буэнос-Айресе родился
крупнейший композитортанго Астор Пьяцолла.
Становление музыканта проходило в
атмосфере постоянных переездов семьи из
Буэнос-Айреса в Нью-Йорк. Астор слушает
выдающихся "тангейрос" (в частности
Карлоса Гарделя) в Буэнос-Айресе, в Нью-Йорке
слышит импровизации Чарли Паркера и
фортепианные концерты Сергея Рахманинова в
авторском исполнении.
Первьми пьесами музыканта стали композиции,
написанные для кино и театральных
постановок. Эта музыка стала вмиг
популярной в Аргентине, удивительный
талант Пьяцоллы-мелодиста будет помогать
ему и дальше, когда музыканта на долгие годы
отгородит от родины стена непонимания. Уже
тогда Пьяцолла начинает
экспериментировать с гармонией танго,
пытаясь синтезировать традиции милонги и
джазовые ритмы. Публика в полном недоумении:
зачем преуспевающему композитору и
исполнителю (Пьяцолла - выдающийся
исполнитель на бандонеоне, аргентинской
разновидности аккордеона) писать сложные и
малопонятные пьесы. Музыканту даже
начинают угрожать расправой (вам это ничего
не напоминает?), и в 50-х годах Пьяцолла со
своим составом "Таngo
Nuovo"
переезжает в Париж, где берет частные уроки
у Нади Боланже. Творчеством Пьяцоллы
начинают интересоваться выдающиеся
джазовые и классические музыканты, у них он
имеет безоговорочный авторитет, как, кстати,
и у "тангейрос".
Однако на родине музыканта по-прежнему не
принимают, с умеренным успехом идет
потрясающий одноактный балет с музыкой
Астора Пьяцоллы и великой Майей Плисецкой в
Буэнос-Айресе, холодный прием встречает
опера "Мария из Буэнос-Айреса",
поставленная в 1967. Лишь пронзительная пьеса,
написанная после смерти отца в 1959 году, "Аою
??? Мошпо" становится широко известной.
Пьяцолла много гастролирует со своим
квинтетом в 80-е годы. Уже постаревший и
больной Астор появляется на джазовых
фестивалях в Монтре и Лозанне с джазовыми
музыкантами Джерри Маллиганом, Герри
Бертоном, Элом Ди Меолой. Наверное, все-таки
горько, когда за 30 лет сценической
деятельности выходит лишь несколько
записей музыканта, а за последние пять лет
его жизни более 50 альбомов и сборников.
Вспоминает великолепный джазовый
кларнетист Фил Вудс, друг Астора: "Когда я
впервые встретился с Астором в 1956 году, он с
жаром рассказывал мне, насколько важны и
интересны были афро-кубинские и боповые
композиции Диззи Гиллеспи. Джазовая
революция не просто затронула аргентинскую
культуру, она стала ее составной частью. И
вообще, если нет ничего удивительного в том,
что Мендельсон писал "Шотландскую
симфонию", Чайковский - итальянское "Каприччио",
Дебюсси и Равель - пьесы в испанском стиле,
Майлс Девис экспериментировал с культурой
фламенко, то почему бы не обогатить
традиционное танго новой гармонией?".
У Астора появляются ученики: гитарист Эл Ди
Меола, бандонеонисты Ришар
Гальяно, Дино
Соллуци.
В 1989 году Астор Пьяцолла навсегда
возвращается в Аргентину, ему сопутствует
триумфальный успех. Но мастер смертельно
болен. 4 июля 1992 года Пьяцолла умирает. В 90-х
годах музыка Астора Пьяцоллы приобретает
всемирную известность: альбомы с его
музыкой записывают такие титаны
современной музыки, как альтист Гидон
Кремер (который позднее, в 1996 году,
организует в Мюнхене и Москве фестивали
музыки Пьяцоллы), гитарист Эл Ди Меола,
кларнетист Фил Вудс; танго Пьяцоллы
исполняют Пласидо Доминго и Хосе Каррерас,
его пьесы включают в свои программы поп-звезды...
Но поздно, Мастера уже нет. Незадолго до
смерти Астор Пьяцолла в одном из интервью
обронит: "В Аргентине может измениться
все: лицо городов, общество, политический
режим - все, кроме танго, которое я понимал и
умел играть".
Р.S.
Наверное, стоит подумать и об организации
фестиваля музыки Астора Пьяцоллы в Киеве,
его пьесы давно исполняют такие гитаристы,
как Петр Полухин и Валерий Петренко,
скрипач Богодар Которович... Идея, конечно, в
наше время авантюрная, однако на этот
фестиваль можно было бы попробовать
организовать приезд таких музыкантов, как Ришар
Гальяно и Эл
Ди Меола.
Руслан
Максимов
вернуться
R