|
Сумерки
и ночи Буэнос-Айреса
"Танго
- это прямое выражение того, что поэты часто
стараются выразить в словах: вера в то, что
борьба может быть радостью." Стихийные
искания
Истоки появления
аргентинского танго окружены
противоречиями. В том виде, в каком оно
появляется в портовых притонах и тавернах,
танго представляет собой странный сплав
сразу нескольких танцевальных форм:
испанской хабанеры, андалузского фанданго
и креольской милонги. Не обходится и без
влияния негритянского кандомбе - ведь
недаром само слово "танго", по многим
версиям, происходит от "тамбо" -
африканского барабана, под который
исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры
этот танец взял сомнамбулическое слияние
тел, у милонги - прихотливое переплетение
ног, у фанданго - ослепительное
головокружение и, наконец, у кандомбе -
двойной притоп, вторивший ударам
африканского барабана.
Житель "орильи"
обучался движениям танго у сутенера.
Вначале мужчины танцевали поодиночке или
друг с другом, убивая таким образом время
ожидания "своей очереди" в домах
свиданий. Но танго это еще было и музыкой,
звучащей в маленьких кафе, которые держали,
как правило, женщины, и в пивных барах, куда
доступ был открыт только мужчинам.
Позже и женщины в притонах
приобщились к танго, и танцевали его с
клиентами, среди которых все чаще стали
появляться горожане, тайком прокравшиеся в
злачную "орилью". В ту пору танго не имело
строгих правил, его ритмика и форма были еще
очень расплывчатыми. Состав оркестра тоже
был неопределенным: в окраинных кафе это
чаще всего были скрипка, флейта и арфа (которую
позже заменила гитара), а в салонах притонов
-скрипка, флейта и фортепиано. Что же
касается разновидности гармони бандонеона,
по имени изобретшего его немца Генриха
Банда, то этот инструмент, завезенный в
Аргентину матросами, появляется в танговых
ансамблях только в начале XX
века и сразу занимает доминирующее
положение. Его надтреснутый тембр как
нельзя лучше передает суть этого танца. Пока еще танго
исполнялось без пения и слов. Случалось,
правда, что слова возникали стихийно, но их
содержание было непристойным. Зарождающийся танец, с
одной стороны, представлял собой некий
эротический рисунок, а с другой - в его
хореографии присутствовало изображение
дуэли, своеобразного состязания между
претендентами на благосклонность женщины.
Бывало, что итогом таких состязаний
становилась реальная смерть одного из
танцоров-мужчин от удара ножом, нанесенного
его темпераментным и заносчивым соперником.
Словом, танго все больше превращалось в
танцевальный ритуал, где прославлялись как
сексуальность, так и бойцовская сила.
Время
славы и канонов
Когда в 1919 году в
Аргентине был принят закон, запрещающий
публичные дома, танго стали танцевать в
ночных кабаре, пришедших на смену портовым
притонам. Публика, которой было не по
карману развлекаться в ночных кабаре,
ходила слушать танго в городские кафе и
народные театры.v
В это время появляется
понятие "музыкант-тангист" - человек,
соединивший в одном лице исполнителя танго
и профессионального композитора. Поэзия
танго тоже становится самостоятельным
стихотворным жанром.
Затмение Военный переворот 1930 года
кладет конец 18-летнему периоду
относительной свободы и демократии в
Аргентине. У народа было отобрано
избирательное право, и танго, как "глас
народный", тоже было вынуждено смолкнуть.
Но зато историки, социологи и музыковеды
начали изучать эту музыку: появились первые
посвященные танго научные статьи, трактаты
и эссе.
Возрождение В самом конце тридцатых
годов на политическую арену Аргентины
вновь врывается беднота. Свое возвращение к
активной общественной жизни простое
население отмечало по-своему: устраивало на
огромных площадях танцевальные действия.
Как это уже случалось в прошлом, аргентинцы
внедряют танго в свою повседневность. После
десятилетнего простоя начали возвращаться
старые музыканты и появляться новые
тангисты. Пришедший к власти в 1946 году Хуан
Перон всячески поощрял народную массовую
культуру, в том числе и танго, для которого
наступили дни небывалого подъема. Однако
уже шесть лет спустя после смерти жены
Хуана, легендарной Эвы Перон, начался
очередной кризис аргентинского танго.
Нашествие американских фильмов и музыки,
мода на рок-н-ролл - все это окончательно
разделяет танцующую пару, разводит в разные
стороны мужчину и женщину. Танго
на театральных подмостках
Народные танцевальные
формы появляются от физического желания
нации создать язык, на котором люди могут
говорить друг с другом без слов. Но, начиная
с шестидесятых, большая часть народного
танца в западной культуре была основана на
активности личной. Люди делали свое дело
вне зависимости от правил и нужд другого. В
течение последнего десятилетия началось
огромное возрождение интереса к танцу
бальному, общему: вальсу, квикстепу, таким
латинским танцам, как салса, румба и т.д.
Аргентинское танго
занимает отдельную нишу в парном танце.
Здесь тела ближе, намного ближе, чем в любой
другой танцевальной форме. Здесь ноги
движутся быстрее и эмоциональнее по
сравнению с любым другим танцем. Здесь
гармонично сочетаются комбинация
чувствительного, медитативного и
расслабляющего контакта верхней и нижней
частей тела, похожее на искусство движение
нижнего тела, которое и дает этому танцу
уникальность. Здесь добавляется и смешение
меланхолии, страдания, тоски, экзальтации и
душещипательной красоты (особенно по
сравнению с кичливостью бальной музыки) в
мелодии. И вы получаете ингредиенты,
которые составляют больше, чем просто
сумасшествие. Вы получаете благородное
искусство, которое может выразить самые
глубокие чувства, испытываемые людьми к
жизни, к друг другу, к природе и к самому
существованию.
В восьмидесятые годы
танго вышло на большую сцену. Зритель
увидел и театрализованную версию этого
танца. На сцене пара начала танцевать
дальше друг от друга, и движения в танце
стали более атлетичными, балетными и
показательными. Так танго разделилось на
два вида: сценичный и более близкий,
интимный танец, который все еще танцевали в
барах Буэнос-Айреса, и который был частью
жизни аргентинцев. Начались бурные дебаты
на тему, какой из этих танцев - "настоящий".
На это повлиял и Астор Пьяцолла, который
создал "современное" танго, собиравшее
бесчисленное количество зрителей по всему
миру. С приходом нового тысячелетия танго
опять переживает возрождение и остается
той музыкальной формой, которая соединяет в
себе мелодичность, лиричность, красоту и
безошибочный, ритмичный драйв. Страстный,
чувствительный и медитативный,
меланхоличный и веселый, этот аргентинский
танец - универсален. Именно танго дает двум
людям ощущение того, что они одно целое.
Новое
танго Астора Пьяцоллы
Астор Пьяцолла родился 11
марта 1921 года в Аргентине, но провел свое
детство и юность в Нью-Йорке, где жил до 1937
года. Когда ему исполнилось восемь лет, отец
отвел Пьяцоллу на уроки бандонеона. К тому
же маленький Астор брал уроки фортепиано, а
позже учился композиции у Беллы Вильды,
Нади Булангер и др. Когда он вернулся в
Аргентину, то начал играть в известном
танго-оркестре Анибалла Тройло до тех пор,
пока не появился его легендарный Октет
Буэнос-Айреса. Пьяцолла написал сотни
произведений, но с точки зрения
музыкального анализа очень трудно
определить его стиль, хотя он и тесно связан
с традиционным аргентинским танго. Его
музыка - это синтетическое смешение разных
стилей, его "Новое танго" - это
музыкальный остров, к которому можно
подплыть с разных сторон: классической
музыки, современной концертной музыки и
джаза. Для фанатов старого аргентинского
танго, которые жаловались на то, что он
разрушает эту музыку, Пьяцолла вел себя как
еретик: его музыку критиковали и
бойкотировали, потому что в Аргентине танго
равносильно религии, в которую Пьяцолла
привносил новые идеи. Несмотря на это, он
создал уникальный, выразительный стиль
музыки XX века, который одновременно совмещает в
себе драматизм и страсть, лирику и
меланхолию, а также поэтику. Если
традиционное танго нашло свой путь в
Аргентине благодаря эмигрантам из Европы,
то "Новое танго" сказало "прощай"
Южной Америке и вернулось в Европу и другие
страны мира. Астор Пьяцолла сочинял и
аранжировал музыку, используя комбинацию
разных инструментов. Но все-таки душой его
музыки остается магический тембр
бандонеона. В 1970-80 годах Астор стал
известен всему миру. Великий тангист провел
последние годы своей жизни, работая с
симфоническими оркестрами и струнными
квартетами. В 1990 году Пьяцолла дал свои два
последних концерта на фестивале в
Финляндии. Это было перед тем, как он
серьезно заболел. Астор Пьяцолла умер в
Буэнос-Айресе 4 июля 1992 года. |