|
Прекрасные
звуки танго
Освальдо
Фреседо - это была жизнь с танго и для танго.
Его первые достойные упоминания грамзаписи
относятся к 1919 - 1920 году, последние были
сделаны в начале 80-ых - это 60 лет служения
танго. Уже в 20-ые годы эта музыка отличалась
особенной чистотой, мелодически
выразительным исполнением, содержащим в
своей заключительной фазе интерпретации
пьес Астора Пьяццолы. Освальдо Фреседо
никогда не был консерватором или
традиционалистом, он был более всего
музыкантом, имеющим свое собственное
четкое представление о том, как должно
звучать танго. И уже в 20-ые годы, в то время,
когда большинство его коллег играли
академично или с некоторым фольклорным
оттенком, он был, без сомнения, узнаваем - он
звучал как Фреседо. Услышать
это можно уже в записи "Ensueno"
1927 года. Это преобладание мелодического,
собственно звучания привело к тому, что его
Типика уже с середины 30-ых годов звучала как
"правильный" оркестр. Освальдо
Фреседо - осторожный эстет Говоря
о Фреседо (5.5.1887 - 18.11.1984), невозможно выделить
какие- либо яркие особенности, оригинальные
свойства личности, крутые повороты судьбы.
Уже одно это удивляет в человеке со столь
долгой творческой карьерой. Осталось
вспомнить лишь его достаточно оригинальные
увлечения - мотоциклы и самолеты и его
дружбу с писателем Рикардо Жиральдесом. Молодые
годы В
1913 году Осальдо Фреседо впервые играл на
публике, со своим братом и другом. Трио
играло на небольших праздниках и в кафе
Паулин. Эти выступления принесли Освальдо
ряд новых впечатлений и в последующие годы
он работал в группах Фирпо и Франциско
Канаро, но одновременно играл с различными
трио. В 1918/1919 году Освальдо Фреседо была
организована первая собственная группа.
Квинтет, состоящий из Хосе Мария Рицутти (фортепиано)
, Хьюго Баралис (контрабас), Хулио де Каро (скрипка),
дебютировал в "Казино Пигаль". Успех
был колоссальным и ансамбль был сразу же
ангажирован до конца всего сезона. Группа
Фреседо была в последующие годы одним из
популярнейших танго-оркестров города,
пользующимся спросом прежде всего в высшем
обществе. Освальдо
Фреседо мог бы почивать на лаврах, но он
этого не сделал. В 1920 году он вместе с Энрике
Дельфино (фортепиано) и скрипачом Тито
Роккатаглиато отправился в Кэмден, Нью
Джерси, где были сделаны его первые записи
для Виктор Компани, сначала в качестве трио,
а затем, в расширенном составе, как "Оркестра
Типика Селект". Это были самые первые
записи танго, созданные и продаваемые в США.
И уже с Фреседо. Однако по возвращении в
Буэнос Айрес его ждало неприятное известие:
Владелец "Казино Пигаль" заключил
договор с заместителем Фреседо, Педро
Полито, предусматривающий руководство
последнего оркестром. Музыканты были
абсолютно не согласны с такими действиями
Полито и отказались играть в казино, встав
на строну своего фактического руководителя.
Такая лояльность, далеко не
распространенная в мире танго,
свидетельствует лишь о высоком авторитете
и так называемом "человеческом факторе",
развитом в оркестре Фреседо - музыканты
просто охотнее играли для него. В
последующие годы Фреседо расширял свою
музыкальную деятельность и в 1927 году он был
уже организатором четырех известных танго-ансамблей,
во главе одного из которых стоял молодой
Карлос ди Сарли. И теперь, вероятно, можно
было бы дать себе некоторую передышку, но
опять-таки не для Фреседо. В 1928 году он едет
в Европу с певцом Эрнесто Фама и играет в
Бельгии до 1929 года, однако, прежде всего, в
известнейших клубах Парижа. В период с 1930 по
1935 годы Освальдо совершил несколько турне в
США, в ходе которых он также давал концерты
в ночном клубе Трокадеро в Нью-Йорке.
Симфонический стиль танго, характерный для
Фреседо уже с середины/ конца 30-ых годов и
пользующийся такой популярностью и на
милонгах наших дней, возник далеко не в один
день.
О
роли Хулио де Каро в развитии танго на Ла
Плата говорили и писали достаточно много.
Де Каро считается основателем "эволюционистского"
направления в танго, стремящегося к его
развитию. Музыкальные эксперименты,
представленные его высококлассным
секстетом в 1926/1927 году, восхищают и в наши
дни. О его мнимой полифонии,
самостоятельности отдельных инструментов
и их взаимодействии были созданы целые
научные труды. Интригует уже само понятие
"полифонический" - так как его
теперешнее значение не соответствует
первоначальному - так как четкая структура
аккорда не сохраняется. И лишь сейчас
некоторые специалисты на Рио де Ла Плата
начинают задаваться вопросом, не имел ли
этот способ интерпретации танго некоторой
предыстории. Так
как Де Каро играл до 1920 года достаточно
долго в оркестре Фреседо, который уже в это
время считался музыкантом со своей четкой
концепцией. Фреседо первым начал работать с
более длинными, искусно составленными
мелодиями и разрешал пианистам
разрабатывать небольшие импровизации или
парафразы в дополнение к восьми тактам - или
ударам. Оба эти явления мы можем в
углубленном виде обнаружить у Де Каро. Фреседо
шел в некотором роде собственным путем в
том что касается двух других аспектов:
использования ударных и джаза. Его первый
контакт с этой музыкой состоялся в 1920 году,
и она, казалось, произвела на него большое
впечатление. Результатом этого увлечения
стали его более поздние записи с джаз-
трубачом Диззи Гиллеспи. Но не только они.
Его увлечение джазом проявляет себя и в его
аранжировках, сделанных в конце 30-ых -
начале 40-ых годов. Это слышно и в его
вступлении к известному диску "Tangos
de
Salon".
В "Te
juro
madre
mia"
с оркестром прилежно играет группа
саксофонистов. А в таких его вещах как "Cordobesita"
и "Enla
huella
del
dolor"
он лишь несколько усилил ударность и темп, а
оркестр, собственно говоря, играет, в
особенности в том, что касается ритмической
стороны, джаз. Другая
особенность Фреседо более спорна. Фреседо
снова и снова пытался уменьшить
использование ударных инструментов в своих
композициях. Это достаточно проблематично,
так как специфический ритм танго, казалось
бы, создан специально для ударных. Фреседо
также осознавал это, так как при более
внимательном слушании роль ударных
становится сходной с их ролью в
симфонической музыке - драматически
подчеркнуть определенные моменты. И
зажигательные литавры или барабан лишь
усиливают воздействие музыки. 40-ые
и 50-ые годы Фреседо
и его ансамбль на пике мастерства. Их танго
отличает глубокая музыкальность, не
переходящая, однако, в помпезность, а
разворачивающаяся в красивых мелодических
линиях. Группа струнных создает некий
противовес фортепиано, вибрафону и арфе.
Мягкие плавающие крещендо и дикрещендо
делают музыку более плавной, но при всех
этих симфонических чертах танго остается
танго. В плане ритма здесь то и дело слышны
отголоски времен свинга и джаза. Интересно
использование бандониона. Этот "флагман
танго", используемый многими в качестве
основного инструмента, или, по крайней мере,
часто и охотно, служит у Фреседо для
создания оттенка звука и глубоко
интегрирован в аранжировки струнных. Если
же группа бандониона выходит на первый план,
то звучит она почти всегда в более мягких и
низких нотах, там, где их звучание
напоминает духовой инструмент - бандонионы
как группа духовых. Заслуживают
упоминания и певцы. В начале своей карьеры
Фреседо аккомпанировал многим певцам, от
Карлоса Гардела до тенора Тито Шиппа,
однако он очень внимательно подходил к
выбору "своих" певцов. Наследие
Фреседо Освальдо
Фреседо сочинял достаточно много, однако он
считается в большей мере много писавшим
композитором, чем создававшим некие
глубокие произведения. Из-под его пера
вышли такие танго, как "Ronda
de
ases",
"Sollozos",
"Vida
mia",
"Aromas"
и "Arrabalero".
Его перу принадлежит и многолетний хит в
танго - "El
Once".
Его симфоническая концепция танго оказала
определенное влияние на таких
руководителей оркестров как Освальдо Манци,
Карлос ди Сарли и, вероятно, в наибольшей
степени на Флориндо Сассоне. Рекомендации
по выбору СД дисков: Освальдо
Фреседо Arrabalero
1927-28 Юрген Бюлер
|