Guillermo Bosovsky
www.todotango.com
Элиас Боровский - Русский Элиас
El rusito Elias
Один из величайших малоизвестных танцоров
Танцор
(1916 - 1986)
Полное имя: Элиас Боровский
Кличка: El Rusito Elias
Его звали Элиас Боровский. По ошибке служащего при оформлении паспорта к 18-летию букву "р" в его фамилии заменили на "с". Он родился в Буэнос-Айресе в 1916 году, в семье эмигрантов: его отец был русский, а мать - полька.
Он рос в атмосфере танго. Еще мальчиком он присоединялся к старшему брату, искусному милонгеро, когда тот часами занимался со своими друзьями. Этот старший брат, Симон, позже женился на Розите, так же опытной танцовщице, и продолжал посещать танцхоллы еще несколько лет после свадьбы.
Элиас не был рожден для мира бизнеса, религии, установленных норм или культа денег. Его религией было танго, и он был перфекционистом.
Он работал маляром, был мастером на все руки, настолько же ловким в работе, как и в танце. Но на самом деле зарабатывание денег не интересовало его так, как танец. Это в полном смысле слова касалось и танго: он никогда не выступал как профессионал. Даже несмотря на то, что он частенько демонстрировал свое искусство во многих знаменитых залах того времени.
Его знали как "русито"* Элиаса. Всю жизнь он вел занятия в группах, обучал профессиональных танцоров, оттачивая или ставя хореографию исполнителям, работавшим в театрах или на телевидении. Все это бесплатно. Он был весьма требователен: он не терпел ни плохого исполнения, ни постановок или телешоу, подготовленных посредственными танцорами.
Еще подростком он посвятил себя занятиям, чтобы довести до совершенства шаги и повороты, чтобы создать новые фигуры... Позже, но когда ему еще не было 18, он проводил ночи на милонгах..
Ему было 18 или 19, когда он красил танцевальный зал для танго, который назывался "La Buenos Aires". Он тогда ушел из родительского дома и стал спать на полке в гардеробе того зала; забиравшись туда, показав свой авторитет на милонге. К тому времени с ним познакомился неаполитанец Умберто Мартуччи (Humberto Martucci), другой великий танцор, ставший впоследствии его свояком. Когда он увидел, как танцует Русито, он подружился с ним, и тоже ушел от родителей, чтобы спать на другой полке в гардеробе. Некоторое время спустя друзья породнились, женившись на сестрах Фелисии ("Нильда") и Аните ("Ла Галлега"), девушках, с которыми они раньше танцевали и ставили шоу.
В конце тридцатых - начале сороковых Русито Элиас, вместе с другими великими милонгеро его поколения очень поспособствовал развитию танцевальной техники, привнеся в нее свой особый изысканный, элегантный, отточенный стиль, ставший результатом многих лет усердных занятий и исследований. Его основной шаг отличался от того, что применяют сейчас: он начинал с левой ноги, потом еще два шага, потом он выполнял движения и заканчивал с правой ноги. В эту очевидно простейшую из возможных последовательность из четырех шагов он вставлял какие угодно повороты, фигуры, движения с изменением направления и без.
Он постоянно импровизировал. Даже несмотря на то, что он пользовался широким спектром фигур и экспрессивных средств, его понятие о танце позволяло ему вольно обыгрывать ситуации и фигуры, смещая ось в поворотах и полуповоротах. Он отменно держал баланс и, когда танцевал, он уделял должное внимание элегантности, характеру шагов, точности и четкости фигур и музыкальности.
Он с презрением относился к "verduleros"** в милонге (танце), к тем, кто фонтанировал "verduritas"***, бурной последовательностью движений, на фоне грубого пренебрежения к качеству исполнения и позам, это выглядело как дикие акробатические номера на танцполе, фантазия в стиле танго без прочной, сложившейся с течением времени структуры.
Он всегда вел бедную жизнь, потому что его никогда не интересовали деньги. В то время было необычно, что человек мог зарабатывать на жизнь, танцуя танго или занимаясь чем-то, что он считал своим страстным увлечением. Он был очень прост в своих привычках и в отношениях с другими, но он гордился, считая себя членом высшей касты, танцевальной элиты.
Он многих учил танцевать, даже некоторых профессиональных танцоров, чью технику он оттачивал и кому давал инструкции относительно хореографии.
Что касается оркестров, у него были очень четкие предпочтения и антипатии. Он слушал их, пропуская через свое сердце и свои ноги: кроме идолов своей юности, позднее он предпочитал Освальдо Пульезе (Osvaldo Pugliese) и не воспринимал Пьяццоллу (Piazzolla), потому что, по его мнению, тот испортил танцевальное танго. Он так и не смог понять, что оркестр может играть музыку только для того, чтобы его слушали, и что во времена, когда влияние Пьяццолы было велико, танец был против всяких ограничений.
В 1960 Русито уговорили стать профессионалом: оркестр под управлением Марио Канаро (Mario Canaro), брата Франсиско, предложил ему сформировать танцевальный дуэт для шоу, чтобы поехать на гастроли в Латинскую Америку. Тур должен был начаться в Лиме, Перу. Русито должен был впервые лететь на самолете. Все в его окружении гордились этим фактом. Но ему было не суждено стать профессиональным танцором: в день, назначенный для их дебюта, труппа серьезно отравилась и всех отправили в больницу, Русито не был исключением, а потом им нужно было возвращаться в Буэнос-Айрес.
Последние годы жизни он провел в страхе, что танго исчезнет, потому что он знал тяжелые времена, когда оно было закрытой темой для индустрии культуры и средств коммуникации.
Он был типичный милонгеро, один из многих неизвестных создателей танго в 30-е и 40-е, из тех, кто разработал основные элементы сегодняшнего исполнения, а также искусство обучения ему и основы доведения его до профессионализма высочайшего уровня сложности. Его никогда не снимали на кинопленку. Его уроки и открытия других, подобных ему, не поддерживались индустрией культуры, тогдашние кинематограф и телевидение не были заинтересованы в таком танце как танго; этот опыт только остался как наследие того, что неизбежно, неосознанно и без воспоминаний было воспринято сегодняшними милонгеро, преподавателями и профессионалами.
Сегодня нет ни документов, ни фильмов, ни живых свидетелей тех эпохальных лет: поздних 30-х - начала 40-х, когда Русито блистал на милонгах (в танцхоллах).
Петролео (Petroleo), один из великих милонгеро, который знал его лично в то время, все еще помнил его и его брата Симона спустя 50 лет - судя по словам, сказанным им Минго Пульезе (Mingo Pugliese) перед смертью.
Русито Элиас скончался в Мадриде в 1986 г. и никогда не узнал, что те
"бутылки", брошенные в море посредством его терпеливого преподавания стольким ученикам, были подобраны людьми спустя годы, что танго начинало возрождаться и что его танец будет оценен многими не только в Буэнос-Айресе, но и в Европе, США и других местах так же, как в годы его славы.
*rusito (исп.) - русский
**verdulero (исп.) - человек, ведущий себя вызывающе
***verdurita (исп.) - приемчик, "финт"
Перевод Быковой Жанны
www.todotango.com-
текст, фото
вернуться