Астор
Пьяццолла
Астор
Пиацолла родился 11 марта 1921г. в Мар дель
Плата. С 1924г. по 1937г жил вместе с родителями
в Нью-Йорке. Там же в 1930г. начал учиться игре
на аккордеоне. Затем берет у Сергея
Рахманинова уроки игры на фортепиано с
целью аранжировки произведений, написанных
для фортепьяно, к аккордеону.
В Нью-Йорке Карлос Гардель пригласил
Пиацоллу записать несколько мелодий к
кинофильму “В тот день, когда ты меня
полюбишь”, в котором Пиацолла исполнял
роль продавца газет. В 1937г. Пиацолла
вернулся в Аргентину. В оркестре под
управлением Анибаля Троильо началась его
карьера аккордеониста. Пиацолла продолжает
брать уроки у Альберто Хинастера, и в 1946г.
создает свой первый собственный оркестр “Астор
Пиацолла и его характерный оркестр”. Но его
цели этим не ограничиваются. Мечта Пиацоллы
заключается в превращении аккордеона из
оркестрового инструмента, используемого в
качестве музыкального сопровождения
танцев, в инструмент для исполнения
классической музыки. Пиацолла начинает
писать классическую музыку для аккордеона.
В 1950г. в США его произведение “Портовая
рапсодия” было награждено специальной
премией.
В 1953г. его симфония “Буэнос-Айрес”
удостоена премии Фабиана Севитски, а в 1954г.
“Синфониета” номинируется на премию
Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса.
В 1952г. Пиацолла удостоен премии
композиторов Франции, и французское
правительство предоставляет ему стипендию
для обучения у Нади Балангер. “Она стала
для меня второй матерью. Надя открыла
передо мной музыкальный мир, о котором я
мечтал столько времени”. Надя вдохновляет
Пиацоллу на поиски и создание своего
собственного музыкального стиля. По
окончании французского периода Пиацолла
создает два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и
Струнный оркестр. Творчество ансамблей
совершает настоящую революцию в мире
городской музыки, но против нее поднимается
волна безжалостной критики. Пиацолла не
отчаялся, а продолжил свою линию.
Музыкальные фирмы его бойкотируют, и
Пиацолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где
работает в качестве аранжировщика. Два года
спустя Пиацолла возвращается в Буэнос-Айрес
и создает квинтет. С каждым днем музыкант
приходит к убеждению, что танго является
музыкой, предназначенной для прослушивания,
а не для танцев. Пиацолла дает концерты,
записывает пластинки и несколько раз
совершает турне по Аргентине, Бразилии и
США. В 1963г. Пиацолла завоевал музыкальную
премию Hirsch и написал произведение “Три
симфонических движения”, которое в том же
году было исполнено оркестром под
руководством поля Клецки. В 1965г. Пиацолла
сотрудничает с Жоржем Луисом Борхесом,
сочиняя музыку к его поэмам. Диск Танго
выходит в том же году. В 1967г. в
сотрудничестве с Орасио Феррером Пиацолла
пишет “Мария Буэнос-Айреса”. Затем по
просьбе маэстро Кальдерона, руководителя
Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса,
сочиняет пьесу “Тангасо”, которая была
исполнена оркестром во время турне по США.
Пиацолла пишет “Танго Шесть” для Мелос
Ансамбля и “Милонга ет Рэ” для скрипача
Сальваторе Аккардо. В результате
сотрудничества с Феррером Пиацолла
приобретает новый опыт: танго-песня. В 1969г.
произведение “Баллада для безумца”
завоевывает всемирное признание. Этот,
более коммерческий жанр делает Пиацоллу
известным широкой публике. Его публика до
этого дня, состоявшая в основном из узкого
круга посвященных, становится все более
многочисленной, и Пиацолла получает
признание как подлинный выразитель музыки
Буэнос-Айреса. В 1970г. Пиацолла уезжает в
Париж и совместно с Феррером создает
ораторию “Молодой народ”, премьера
которой состоялась в Сарбруке. В 1971г.
Пиацолла создает группу “Ансамбль Девяти”.
Муниципальный совет Буэнос-Айрес
подписывает с группой контракт на 2 года для
проведения концертов в Аргентине и за
рубежом. Пиацолла имеет большой успех в
странах Латинской Америки. В 1972г. состоялся
концерт в Италии в Итало-Американском
институте, где прошла премьера “Ансамбля
Девяти”. Пиацолла записывает ряд программ
для телевидения Италии. 17 августа 1972г.
Пиацолла начинает работать в Театре Колон.
Репетиции мешают музыканту принять
предложение Бернардо Бертолучи о написании
музыки к кинофильму “Парижское танго”.
Пиацолла пишет музыку к кинофильмам “Джин
и Поль” и “Предпоследний”. В августе 1972г. в
Буэнос-Айресе состоялся “Перламутровый
концерт”. В 1974г. по просьбе величайший
фигуры в мире джазовой музыки Гарри
Мулигана Пиацолла начинает работать в его
оркестре, так рождается “Саммит”: Муллиган
аккомпанирует Пиацолле. В 1986г. вместе с
Гарри Бартоном Пиацолла записывает “Сюиту
для вибрафона и новый квинтет танго”.
Данное произведение вызвало восхищение
таких представителей джазовой музыки, как
Pat Metheny, Keith Jarret, Chick Corea, которые заказывают
Пиацолле музыкальные произведения. В 1989г.
журнал Down Beat называет Пиацоллу одним из
выдающихся музыкантов мира.
Произведения Пиацоллы исполняли такие
всемирно известные фигуры, ка Susana Rinaldi, Julien
Clerc, Guy Marchand, Georges Moustaki, Mina, Milva, Grace Jones, Jairo, Hernan
Salinas.
В последние годы Пиацолла предпочитал
участвовать в концертах в качестве солиста
в сопровождении симфонических оркестров,
иногда он давал концерты со своим квинтетом.
Пиацолла выступал в США, Японии, Италии,
Германии, Франции, Латинской Америке и т.д.,
расширяя, таким образом, рамки публики на
каждом континенте во имя славы музыки
Буэнос-Айреса.
Пиацолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra
записал “Концерт для аккордеона”, “Три
танго для аккордеона с оркестром и “Сюиту
Пунта дель Эсте”. С Kronos квартет музыкант
записал сюиту “ Five Tangos Sensations”, которая
стала его последним произведением и в
течение нескольких лет занимала ведущие
позиции в рейтинге произведений
классической музыки. В 1990г. маэстро
Ростропович исполнил в Новом Орлеане
музыку для виолончели и фортепиано“Большое
танго”. Это же произведение было исполнено
Ростроповичем на сцене Театра Колон на
концерте памяти Пиацоллы в 1994г. и вызвало
шквал аплодисментов публики при виде
партитуры Пиацоллы на фортепиано.
Астор Пиацолла один из немногих
композиторов, который смог записать и
исполнить на концертах почти все свои
произведения. В последние 10 лет своей жизни
композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий
к кинофильмам, среди которых такие фильмы,
как “Генрих IV”, Бертолуччи, “Люмиер”, “Армагедон”,
“Юг” и “Ссылка Гарделя”, а также музыку к
театральным спектаклям и балетам.
В Италии жюри премии критиков единогласно
удостоило Пиацоллу Первой Премии за Лучший
диск инструментальной музыки, отметив в
своем решении:” За смелость композиций и за
поразительное творчество в создании
аранжировок, придающих танго новое
звучание”.
В феврале 1993г. в Лос Анжелесе Астор Пиацолла
был номинирован на премию Грэмми 1992 за
произведение Oblivion в категории “Лучшая
инструментальная композиция”.
Международная критика охарактеризовала
Oblivion как одно из лучших произведений
Пиацоллы.
Астор Пиацолла умер 4 июля 1992г. в результате
тромбоза мозговых сосудов, которым он
страдал с 4 августа 1990г.
вернуться
P
- www.argentina.ru