www.elalmadeltango.ru
Истинное
танго прожигает насквозь
Интервью с Виктором
Соболенко, композитором и музыкантом
Когда вы познакомились с танго впервые, и что за произведения это были, как это случилось?
Знакомство с танго случилось в глубоком детстве. "Брызги шампанского", "Кумпарсита", "Утомлённое солнце"- эти мелодии часто сопровождали мои прогулки с бабушкой по Приморскому парку Ленинрада, вероятно, радист, который транслировал эти мелодии, был неравнодушен к танго. Правильнее сказать это было не совсем знакомство, а первые мои слуховые танго-впечатления. Знакомство произошло позднее. Мой папа, скрипач по образованию, очень любил джаз и если слушал танго, то только в джазовой интерпретации Луи Армстронга или Стефана Граппелли. Когда я его спросил об истории танго, он ответил, что эта музыка произошла из Аргентины, но оригинальное исполнение танго он не любит и вообще считает его самой пошлой музыкой, очистить которую может только гений его кумиров джаза. Тогда я был ещё ребёнком и принял на веру его мнение, которое довольно долго бытовало в моём сознании и надо сказать, что среди музыкантов его поколения такое ощущения танго бытует, порой, до сих пор. По большому счёту танго для меня открыл Астор Пиаццолла, музыку которого я впервые услышал в 1993-ем году. Гений Астора разрушил сразу два моих заблуждения по поводу танго и по поводу бандонеона. До того как я его впервые услышал, скептическое отношение у меня вызывали все инструменты из группы гармоник.
Когда и почему вы стали сочинять и исполнять танго?
Моё первое произведение в стиле танго появилось в 1996-ом году и было связано с очень сильным переживанием. Моя жена перенесла тяжёлую операцию, и музыка Хирургического танго родилась как-то сама собой, то есть, что это танго осозналось мной потом, когда появился нотный текст. Именно тогда я почувствовал настоящее танго, не музыку, не танец, не текст, а саму его жизненную сущность, эдакую раскачку между любовью и смертью. После этого появилось множество произведений в стиле танго нуэво, которые мы много играли в странах Европы вместе с блистательным музыкантом, композитором и пианистом Игорем Ткаченко. Тогда я определил для себя этот стиль, как стиль не терпящий лживости.
Почему вы называете свои произведения в стиле танго "новейшим танго"?
Здесь действует простая логическая схема: танго – танго нуэво – новейшее танго. Танго нуэво стало той основой, из которого я черпал технику и вдохновение для создания новейшего танго.
Может
ли вы провести четкую границу и в чем она,
между танго,
танго нуэво и
новейшим танго?
Это очень сложный вопрос, он требует серьёзного исследования и поэтому поводу, вероятно, кто-нибудь из музыковедов напишет книгу о музыке танго, специалисты по движению о его хореографии, филологи о танго-текстах. Танго меняется, потому что меняются люди и времена. Вероятно, в его морфологии есть то, что нуждается в обновлении, иначе оно умирает, истинное танго есть в каждом времени. Я думаю, танго существовало всегда, только в далёкие времена люди ещё не придумали это слово.
Что танго для вас. Можете ли вы дать определение понятию танго. Почему танго даже не задаваемо жестко ритмично и иными признаками, тем не мене всегда узнаваемо?
На мой взгляд, танго - это взаимодействие противоположных энергий, их замыкание, которое даёт то свет, то тьму, порой с такой скоростью, что оно превращается в пламя. Оно обжигает и перетряхивает всё существо, и не важно чем вы его разжигаете “спичкой” или ”огнемётом ”, не важно медленное оно или быстрое, минорное или мажорное. Истинное танго прожигает насквозь.
Может
ли быть танго не аргентинским. Существует
ли танго
национальное. (Русское, немецкое)
или оно всегда аргентинское или просто
танго?
Моё ощущение танго наднационально. Если применить Вашу иерархию, наверное, это просто танго, хотя танго совсем не просто. Все удачные аранжировки танго, несмотря на разницу национальных стилистик всё же остаются танго, вероятно, танго затрагивает какие-то глубинные человеческие корни, и поэтому люди разных культур считают его своим.
Говорят, что танго сродни джазу и блюзу, вы согласны с этим утверждением?
Согласен. Танго, как и джаз, и блюз родилось в самом сердце народной традиции и прошло победоносным шествием по всем социальным слоям цивилизованного общества. В танго есть, какая-то составляющая, которая может объединить очень разных людей, не смотря на их национальность, разницу в образовании и религиозные верования.
Может
ли быть танго не танцевальным, ибо
исторически оно
родилось именно так?
Может. И ответ очень прост. Танго-танец не может существовать без музыки танго, а танго-музыка без танца с лёгкостью.
Кто для вас самая значительная личность в культуре танго?
Астор Пиаццолла, Карлос Гардель, Франциско Канарро. Могу только сказать о музыкантах. О танцорах знаю меньше. О поэтах вообще ничего не могу сказать, потому что не владею языком и не могу оценить оригинальные тексты.
Насколько вам интересно взаимодействие и сотрудничество с людьми танго танцующими. И насколько можно танцевать вашу музыку?
Начну со второй части вопроса. Да, я уверен, что все мои танго можно танцевать, но только нужно помнить, что каждая композиция является небольшим спектаклем. Немного воображения и вперёд. В связи с этим, очень хочется познакомиться с танцорами, которым было бы интересно создать своеобразный танго – спектакль на мою музыку.
Собираетесь ли вы в дальнейшем работать в стиле танго. Есть ли какие то новые проекты и планы?
Безусловно, да. Хотя, чувствую определённую усталость. Танго требует полной отдачи всех сил и времени, чтобы успевать меняться под его воздействием. Поток концертов не позволяет быть честным по отношению к танго. Чувства нивелируются. Хочется отдохнуть и переключиться, чтобы заново почувствовать в себе рождение Танго.
Виктор Стенин
©
elAlmadelTangoRu
©
phototango.narod.ru
- фото