www.elalmadeltango.ru
Свежо,
что обветшало
Десять лет назад, 27
апреля 1992 года, ушел из жизни французский
композитор Оливье Мессиан. Спустя два
месяца – 5 июля – умер создатель «нового
танго» аргентинец Астор Пьяццолла. А еще
через пять недель – 12 августа – не стало
самого радикального из всех авангардистов
своего времени – американского
композитора-концептуалиста Джона Кейджа.
Эксперименты
Кейджа над музыкой до сих пор считаются
радикальными. Кстати, самое знаменитое его
произведение «4’33 – Tacet»
(музыканты выходят на сцену и...
демонстративно не издают ни одного звука в
течение 4 минут 33 секунд) было впервые
публично исполнено ровно полвека назад – в
августе 1952 года.
Но и Мессиан и
Пьяццолла тоже экспериментировали, если не
«над», то «с» музыкой, и их творчество
встречало не меньшее сопротивление. Хотя
Мессиана еще при жизни сравнивали с самим
Дебюсси и признавали крупнейшим в ХХ веке
автором и исполнителем духовной музыки, в
1945 году после премьеры «Трех маленьких
литургий божественного присутствия»
композитора обвинили в богохульстве. И не
столько из-за того, что сочинение
культового жанра было исполнено в
концертном зале, а из-за откровенно
чувственного тембра электромузыкального
инструмента «волны Мартено» (типа нашего
терменвокса). Прославленный композитор и
педагог до конца жизни продолжал служить
органистом в церкви св. Троицы в Париже...
Астор Пьяццолла в
течение 40 лет сочинял и исполнял свои «танго
для ушей, а не для ног« (по его собственному
определению) с самыми знаменитыми
музыкантами мира – от джазиста Джерри
Маллигана до струнного квартета «Кронос».
Он играл на прижившейся в Аргентине
гармошке под названием «бандонеон». Но на
родине его признали всего лишь за пять-семь
лет до смерти.
Три смерти в
течение трех с половиной месяцев «с какой-то
пронзительной очевидностью дали понять,
что безвозвратно ушла в прошлое целая
музыкальная эпоха». В кавычках – цитата из
статьи-некролога, которую я тогда же
написал. Но опубликовать смог только год
спустя, да и то после того, как, пойдя на
поводу у одного редактора («Танго?! Рядом с
Мессианом?!»), самолично убрал из статьи все,
что касалось Пьяццоллы.
Соответственно «за
кадром» осталась самая главная мысль: время
европоцентризма позади. По крайней мере
искусство Старого Света осознало, что
старушка Европа уже не пуп земли.
Дзен-буддистская «Музыка
перемен» Кейджа, индийские ритмы и
индейские напевы у Мессиана и «новое танго»
Пьяццоллы – свидетельства того, что музыка
ХХI века будет «всемирной
музыкой», синтезом всего перечисленного и
европейской классики.
И еще: «новому
танго» удалось сделать то, что в течение
всего ХХ века (без особого, впрочем, успеха)
пытались сделать симфоджаз и артрок –
создать поистине демократичное искусство,
для которого деления на «легкое» и «серьезное»
просто не существует.
Кроме того,
всеобщая мода на танго Пьяццоллы – еще одно
доказательство того, что новое теперь в той
музыке, которая не хочет зависеть от научно-технического
прогресса, в первую очередь должно быть
хорошо забытым старым. «Свежо в аккордах
все, что обветшало» – как написал в своем
стихотворении о танго земляк Пьяццоллы
Хорхе Луис Борхес...
Буквально через
год после смерти аргентинского
бандонеониста скрипач Гидон Кремер
сколотил международную команду для записи
первого из целой серии своих дисков с
аргентинскими и русскими танго. На
Пьяццоллу нацелились и филармонические
знаменитости – виолончелисты Мстислав
Ростропович и Йо-Йо Ма и звезды популярного
джаза – от гитариста Эла ди Меолы до
эстетского Венского арторкестра. В общем,
во всем мире, а не только у нас, как писал
поэт, «так уважают мертвых, что хоть ложись
да помирай».
На днях я
рассказал обо всем этом нашему Льву
Рубинштейну. «Ну да, – прокомментировал Лев
Семенович, – а теперь тебе скажут: про
Кейджа и Мессиана лучше не надо, пиши про
одного Пьяццоллу». И правда: через пару дней
я говорил по телефону с музыкальным
обозревателем одной из крупных столичных
газет. «Лето, ну совсем не о чем писать», –
дежурно посетовала моя собеседница. А я,
естественно, тут же вспомнил наш с
Рубинштейном разговор: «Ну как же, вот 90-летие
Джона Кейджа на носу». Никакой реакции не
последовало, и я продолжил: «И вообще десять
лет со дня его смерти. И еще Мессиана и
Пьяццоллы».
Ответ моей
собеседницы вы уже знаете. Надо ли его здесь
повторять?
28.8.2002
Дмитрий Ухов
©
-"Итоги"