www.elalmadeltango.ru
Ricardo Garcia Blaya
todotango.com
Размышления на тему происхождения танго
Танго это прежде всего танцевальный жанр, имеющий свой ритм и структуру, отличающие его от других жанров.
На зарождение танго сильное влияние оказал социально-культурный контекст конца 19 столетия.
Те условия, которые сформировали танго в период с 1890 по 1920 года, были уникальными. Их уже не будет, когда начнут появляться новые музыкальные жанры, чтобы бороться за право быть популярными.
Социальные условия, в которых родилось танго - это Буэнос Айрес в 1880-е года с коренным населением в 210 000 человек и нахлынувший тогда большой поток эмигрантов из Европы. В 1910 году население достигает 1 200 000 человек и именно тогда для танго наступает расцвет. Эти исторические события очень важны для нашего анализа.
Когда мы сталкиваемся с последствиями событий мирового масштаба, обязательно нужно иметь целостное представление об истории и культуре того времени, когда все начиналось.
Именно эта смесь европейских кровей с испанским и коренным латино-американским населением дала толчок новому способу самовыражения с помощью музыки. Этот беспрецендентный случай слияния различных наций придает танго характер универсального танца.
Буэнос Айрес в 1880 года был похож на большую деревню, где можно было потанцевать или посмотреть на танцующих только в данс холлах (или как они тогда назывались Академии) или театрах. В эти академии (арг. Pirigundines) нанимали только женщин, у которых было специальное разрешение на работу. Как правило, находились данс холлы на окраинах города или в пригородах.
На танцевальных вечерах смешивались ритмы хабанеры (гаванский танец), польки, корридо, вальса, шотландской песни и других жанров. Из всех этих ритмов и родилось танго, быстро становившееся популярным в разрастающемся Буэнос Айресе.
В то время была обычной практика, когда в комедиях, опереттах и других пьесах малого жанра актеры пели и танцевали на сцене. Еще до начала 20-го столетия на этих шоу стало звучать музыка танго.
Уличные музыканты распространяли мелодию танго по всем уголкам и кварталам, и очень часто можно было увидеть на улице людей, танцующих танго, особенно мужчин, танцевавших друг с другом. В то время женщины были редкостью, так как эмигранты, как правило, оставляли своих жен и подруг дома и одни устремлялись на поиски своей фортуны.
Часто мы слышим, что танго родилось в домах терпимости. Глубочайшее заблуждение. Во-первых, в борделях не было тогда никаких музыкантов. Только в некоторых местах в провинциях были такие заведения, где предлагались подобные услуги и игралась различная музыка, включая танго, которая веселила публику. Аренда в Буэнос Айресе была очень дорогой, спроса было много, поэтому это только означало бы пустую трату времени и денег.
Это ошибочное мнение могло также возникнуть и еще по одной причине. Некоторые танцевальные клубы или академии имели не очень хорошую репутацию и посетителями были разные люди, иногда далеко не святоши. Как правило, туда ходили крепкие мужчины и девушки легкого поведения. Но это не означает, что данс холлы были борделями. Более того, люди там танцевали не только танго.
В городе также были и более престижные данс холлы, куда ходили люди побогаче и повыше статусом и танцевали танго помимо остальных танцев.
Те, кто придерживается этой версии, могли быть сбиты с толку неоднозначными названиями и содержанием ранних танго-песен. Но эти названия не более чем заимствования из полек и коррид, слова которых переходили от жанра к жанру.
Еще одно заблуждение насчет танго - то, что оно было отвергнуто и запрещено в высшем обществе.
Начиная с 1902 года, Teatro Opera устраивал балы, где танго наравне с другими танцами включалось в репертуар. А туда вряд ли ходили простые рабочие или люди из провинций.
С развитием технологий и появлением граммпластинок и проигрывателей, танго стало все больше внедряться в жизнь города.
Цена одной пластинки тогда варьировалась между 2 песо и 50 центами 5 песо. Граммофон тогда стоил между 150-300 песо. Один нотный лист стоил от 1 до 3 песо.
Кто мог покупать эти вещи за такие цены? Безусловно, состоятельные люди, имеющие дома помимо проигрывателя граммпластинок пианино, чтобы играть по нотам. Средняя зарплата полицейского в то время составляла 60 песо.
Между 1903 и 1910 годами было выпущено более тысячи пластинок, 350 из которых были посвящены танго, и огромное количество нотных листов. В следующее десятилетие объем пластинок возрос до 5 500, из которых на половине были записи танго. Разве это не говорит о большом спросе? Разве могли бедные люди купить граммофон? Кто мог покупать пластинки? Кто мог покупать ноты?
Некоторые говорят о том, что танго вновь обрело популярность в Буэнос Айресе после бума в Европе. Еще одна ошибочная версия.
Танго только начало появляться в Европе в начале второго десятилетия 20 века, точнее в 1912 году и долгое время жило своей жизнью там.
И напоследок, еще одна недостоверная версия о том, что Церковь наложила всеобщий запрет на танго, который был снят позже самим Папой Римским.
Нет никаких очевидных доказательств этому ни в церковных записях, ни в других письменных источниках той эпохи.
Причина возникновения множества ошибочных версий кроется в отсутствии серьезного анализа этой темы. Те, кто писал об этом, не учитывали научный подход и брали на веру слова Луиса и Гектора Бейтс, которые были первыми, кто написал что-либо о танго. Но мы знаем, что они породили много недоказанных теорий.
Единственная книга, которая учитывает научный подход и предлагает достоверную информацию, это "El tango en la sociedad portena. 1880-1920", написанная Hugo Lamas и Enrique Binda и опубликованная Гектором Луччи. Авторы книги считают, что идеологические предрассудки братьев Бейтс и их последователей порождают неверные представления о происхождении танго.
В заключении: культура танго родилась из смеси испанской и латино-американской культуры с тем, что привезли с собой европейские эмигранты. На его происхождение оказали свое влияние с одной стороны, милонга, хабанера, шотландский танец, с другой - оперетта и эстрадная песня.
Родилось танго на окраинах города и в провинциях. Затем, становилось популярным в данс холлах, которые тогда назывались академиями. Уличные музыканты распространяли танго по всем кварталам, а театры включали его в свои постановки. Ему пришлось уживаться с другими танцами, но в итоге оно прочно завоевало свое место в центре города.
Танго было принято, в большей или меньшей степени, всеми слоями общества и было признано сначала в Европе, позже в Соединенных Штатах, а потом и в остальной Америке.
Перевод: Дарья Попова
© www.todotango.com