www.elalmadeltango.ru
Георгий МАРОХОВСКИЙ
www.rg.ru
Жестокое танго. Танцуют все!
Сто лет исполняется самому, пожалуй, романтическому и самому любвеобильному по своему темпераменту танцу - "белокрылому танго". Звуки его сводили с ума наших бабушек, став своеобразным символом уходящего XX века.
Судьба танго и в Европе, и в России в одинаковой мере оказалась не простой, полной драматических событий. А все из-за того, что этот необычный танец изначально напоминал откровенную любовную картинку обхаживающих друг друга птиц.
Еще в конце ХIX века, когда аргентинское танго только-только заявило о себе, ревнители нравов увидели в нем слишком натуралистические любовные ухаживания, другие - откровенный эротический призыв. Но были и такие, кто усматривал в хореографии и музыкальной динамике танго отражение естественных страстей человека. И такие ценители аргентинского танца оказались в большинстве.
Подлинная европейская биография танго начинается в начале XX века, когда один из аргентинских композиторов впервые показал эту хореографическую композицию в Париже. И город этот, видимо, выбран был отнюдь не случайно. Ведь в области бальных танцев Франция исстари слыла законодательницей европейской моды.
Впрочем, Париж был не только родиной многих танцев, но и несокрушимых во времени любовно-романтических традиций. Именно парижане уже в первом десятилетии XX века дополнили хореографию танго влекущей игрой тела под ритмы музыки, вскружившие головы и молодым, и старым.
Уже тогда танец покорил россиян.
Впрочем, повторимся, он сразу же обрел во многих странах негласный статус "явления непристойного", "чрезвычайно сексуального, влекущего до неприличия..." Против танго ополчились пуритане всего света. Тогда-то и появились в разных странах первые запреты. Например, высшее духовенство католических стран не раз обращалось к своей пастве с воззваниями против "дьявольского" танца, а император Вильгельм специальным указом вовсе запретил своим офицерам танцевать танго.
В 1914 году достоянием общества стало первое сообщение о том, что министр народного просвещения Л. А. Кассо разослал попечителям учебных округов грозный циркуляр, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о танго. Этот уникальный документ нам удалось разыскать в Государственной исторической библиотеке. Вот основные его положения: "Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием "танго" и впоследствии полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше прошу Ваше Превосходительство принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного Вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"...
Но новый XX век стремительно порождал все новые стили, линии, мораль, поведенческие нормы и интересы. И если хорошенько вспомнить былое, то судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и полька, и мазурка... Они также поначалу считались непристойными. "Собственно говоря, тот танец танго, который танцуют в Аргентине, - отмечала еще в 1913 году известная русская балерина Тамара Красавина, - ничего общего не имеет с танго, которое исполняется в Париже. Я видела оба эти исполнения... В то время, как в Аргентине танго в своих рискованных положениях еще ярче подчеркивается самими исполнителями, танго и в Париже, и в России облагорожено и вполне допустимо к исполнению в обществе...".
Однако пока российская элита горячо спорила о том, быть или не быть в нашей стране запретному танцу, витрины магазинов крупных российских городов сплошь увешивались оранжевым сатином - цветом танго! В Санкт-Петербурге идет оперетта "Принцесса танго". Повсюду предлагались духи, "танцевальные" шелковые перчатки, шейные платки и скрипучая обувь - непременные атрибуты для танго первых десятилетий XX века.
Не позабыт этот танец и сегодня. Многие поколения россиян ставят на проигрыватели старые пластинки, вспоминая свою молодость, когда танго помогало жить и любить.